The Times | 29 ноября 2004 г.
"Туризм сытых" - ответ Мугабе голодным в Зимбабве
Кристина Лэм
Зимбабве предложила необычный способ урегулирования продовольственного кризиса, грозящего голодом половине населения. Она хочет привлечь из-за границы страдающих ожирением туристов, которые смогут сбросить вес, занимаясь физическим трудом на земле, отнятой у белых фермеров.
О так называемой стратегии туризма сытых на прошлой неделе рассказала газета The Herald, правительственное издание, содержание которого получает одобрение Джонатана Мойо, могущественного министра информации президента Мугабе.
Отмечая, что более 1,2 млрд человек во всем мире страдают избыточным весом, газета призывает жителей Зимбабве "использовать этот потенциал".
"Туристы, стремящиеся сбросить вес во время необычного тура, способны обеспечить фермы рабочей силой", - утверждает она, добавляя, что американцы ежегодно тратят 6 млрд долларов на "бесполезные" диеты.
"Организаторы туров могут пропагандировать эту программу во всем мире, привлекая туристов, а земледельцы могут использовать этих туристов как бесплатную рабочую силу".
"Затем постройневшие туристы могут отправиться в круиз по Замбези или в путешествие по развалинам Великой Зимбабве".
Мысль о том, что богатые толстые американцы могут заплатить за возможность бесплатно поработать на тех, кто осуществил захват ферм, показывает, насколько глубоко режим Мугабе погрузился в мир иллюзий.
Именно это правительство хвастается небывалыми урожаями, когда 5,5 млн жителей страны нуждаются в продовольственной помощи; именно оно договаривается о покупке российских истребителей МиГ, когда страна уже обанкротилась; по телевидению показывают непрерывно улыбающихся граждан, тогда как две трети населения бежало из страны.
Именно паранойя режима, не желающего показывать никому, что происходит на самом деле, на прошлой неделе стала причиной попытки не пустить в страну британских журналистов, желавших освещать турне английской крикетной команды.
Эта статья - результат 10-дневного тайного путешествия и секретных встреч с людьми. Если бы нас поймали, нам грозило бы два года тюрьмы по новым законам о СМИ. Почти все, кто давал интервью, отказывался назвать свое имя; люди здесь действительно исчезают по ночам. Некоторых из тех, с кем мы встречались, потом навестили сотрудники тайной полиции.
Для того чтобы понять, что происходит, много времени не потребовалось. Долина Мазове находится в часе езды от столицы, и во время поездки можно было увидеть опустошение, которое Мугабе произвел в этой печальной, но прекрасной стране.
Когда-то ее называли житницей южной Африки, на красноземе прекрасно росли маис и соя, фермеры претендовали на мировые рекорды. В гигантских теплицах выращивали розы, приносившие необходимую стране валюту, равно как и миниатюрные овощи, которые продавались в британских супермаркетах.
Посещая Зимбабве на протяжении 10 лет, я часто бывала в Мазове и на ее образцовых фермах. Сегодня это заброшенные поля, заросшие травой, сорняками и терновником. Видны сады засохших цитрусовых деревьев, на теплицах не осталось пластиковых крыш, на месте ирригационных систем торчат сломанные шесты.
Ограды исчезли. Деревья срубили на дрова. Даже телефонные провода украдены.
Правда, исчезли и "участники войны", которые два года назад жили почти на каждой ферме. Большинство ветеранов и поселенцев, привезенных сюда на автобусах, вывезли, чтобы партийные функционеры могли поселиться в этих домах.
Близость долины к столице делает ее особенно привлекательной, и список ее новых обитателей выглядит как список высшей иерархии.
Среди них жена президента Грейс Мугабе, ее брат Реворд Маруфу, вице-президент Джозеф Мсика, Мойо, Соломон Муджуру, пользующийся большим влиянием бывший военачальник, жену которого недавно выдвинули в вице-президенты, министр безопасности, начальник полиции и старшие офицеры армии.
Выгоду от спорной земельной программы получают также епископ англиканской церкви Хараре и 15 судей верховного суда.
В марте предстоят парламентские выборы, и исполнение программы ускорено. Только 300 из 4,5 тыс. белых фермеров осталось на фермах. Средства к существованию потеряли более 600 тыс. сельскохозяйственных рабочих и их семей. "К выборам фермеров вообще не останется", - заявил Джон Уорсли-Уорсик из сельскохозяйственного суда, стены кабинета которого увешаны уведомлениями о выселении.
По пути мы должны были бы увидеть поля маиса высотой примерно в один фут и трактора, удобряющие землю. Но никто ничего не сажал. Поселенцев не обеспечили ни семенами, ни техникой.
На одной из ферм мы видели двух мужчин, пахавших плугом на паре ослов. По официальным данным, с 2000 года, когда начался захват ферм, производство продовольствия сократилось на 90%.
Несколько лет назад на зерновом рынке стояли колонны грузовиков, с которых продавали маис, выращенный на окрестных фермах. Теперь мы увидели один грузовик с пшеницей и очередь женщин, предъявляющих партбилеты, чтобы получить продовольствие. Чиновник признал, что маис теперь импортируется из Южной Африки.
На одной из ферм местный партийный чиновник, назвавшийся Умником, сказал: "Мы совершили ошибку. Мы не справляемся с этими фермами. Надо, чтобы белые фермеры вернулись".
Он рассказал, что неделю назад в Мазове прошло партсобрание, на котором Мугабе с ужасом говорил о состоянии ферм.
Некоторые фермеры, занимавшиеся разведение роз, получили от управляющего Центральным банком письма, в которых он спрашивает, не думают ли они вернуться.
Более 2 тыс. выселенных фермеров уже покинули страну. Около половины из них начали новую жизнь в Австралии, Новой Зеландии и Британии, еще половина уехала в соседние страны - Замбию и Мозамбик. Большой исход ожидается в декабре, когда кончается учебный год.
Атаки на школы для Мугабе - самый простой способ выжить из страны белых, равно как и черных представителей среднего класса. В этом году он закрыл частные школы, обвинив их в перегрузке учеников.
Хотя Мугабе не делает тайны из своего намерения выгнать из страны всех белых, многие преисполнены не меньшей решимости остаться. Некоторые решили дождаться выборов в надежде, что Мугабе, стремясь обеспечить победу своей партии, позовет фермеров обратно.
Однако было бы ошибкой считать, что Мугабе борется только с белыми. Похоже, он хочет избавиться от всего среднего класса и успешно это делает. До 70% рабочей силы Зимбабве - около 3,4 млн человек - покинуло страну, спасаясь от политических репрессий и экономического краха.
Валюта, которую посылают домой уехавшие за границу учителя, инженеры, бухгалтеры, врачи и медсестры, дает их родственникам возможность выжить. Пенсия в Зимбабве составляет 25 тыс. местных долларов, то есть примерно 1,7 фунта. В Британии на эти деньги не купишь даже почтовую марку.
Любому, кто пытается сказать о том, что происходит, быстро затыкают рот. Независимую Daily News закрыли. На прошлой неделе парламент принял закон о неправительственных организациях, поставив вне закона зарубежное финансирование, правозащитную деятельность и создание гражданского общества. Надежд на то, что на выборах победит оппозиция, мало. Большинство думает, что Мугабе останется президентом до истечения срока своих полномочий в 2008 году, когда ему будет 84 года.
В настоящий момент Мугабе обратил свой взор на шахты, в частности - на Зимплат, где добывают платину.
Ожидается, что эта шахта, построенная южноафриканским консорциумом, станет крупнейшим в мире источником платины, и Мугабе потребовал увеличить долю государства с 15 до 55%, в результате чего проект был заморожен. В свое время участников войны использовали для захвата ферм, теперь группы завозят на шахты.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях