Статьи по дате

La Stampa | 29 ноября 2005 г.

Ширак: осень вечного властителя

Доменико Квирико

Обессиливший, больной, старый. Более того - исхудавший, неуверенный, словно отсутствующий. Слишком молчаливый или, наоборот, чрезмерно красноречивый, вялый, перегоревший. Противники, но в первую очередь друзья, критикуют его, встречают улыбочками, пожимают плечами. Жак Ширак сегодня, когда ему исполнилось 73 года, уже остывшая звезда: он не вдохновляет, не очаровывает, не убеждает, не негодует. Даже лидер оппозиционной Социалистической партии Франсуа Олланд может позволить себе по телевидению убийственный удар: "То, что делает или говорит Ширак сегодня, больше не имеет никакого значения!"

Бесполезный - значит второстепенный: это день рождения того, кто был центром и окружающей средой, диаметром и периферией, тангенсом и секущей любой комбинации. Как всегда, сотрудники Елисейского дворца подарили ему произведение восточного искусства, которое он обожает. Но о празднике из чувства милосердия сегодня никто не говорит, повода для празднования нет, разве что можно бы многое позабыть.

Подарок - ужасный, отвратительный - преподнесла Le Parisien с печальными итогами опросов: 60% французов считают, что Ширак уже пользуется "незначительным влиянием" в Европе. Цифра достигает 66%, когда вопрос касается роли, которую он играет в остальном мире. Но самое ужасное: 72% считают, что его влияние во Франции снизилось.

Но как же так? Человек, занимающийся политической карьерой 40 лет, почти 11 лет пребывающий в Елисейском дворце, был избран на второй срок количеством голосов, как в социалистической Болгарии (82%), так управлял широким парламентским большинством, что порой был близок к абсолютизму : и в результате превратился в политические обои.

Это не проблема здоровья или, точнее говоря, не только здоровья, после выписки из госпиталя осенью этого года: дочь Клод строго следит за тем, чтобы фотографы и телеоператоры отвлекались всякий раз, когда отец демонстрирует слишком явные признаки усталости. Но президент работает, не бережет себя: молодые люди из пригородов, мэры, предприниматели, гуру телеканалов - все они приглашены, чтобы обсудить, как бороться с этой проклятой дискриминацией.

Досье накапливаются, с мнениями, предупреждениями, осуждениями, направляемыми министрам для изучения, конкретизации, дальнейшей работы. В течение двух дней он был на маневрах Евро-Средиземноморского саммита в Барселоне, затем в конце недели его покинул, вылетел в Бомако на саммит франкоговорящих стран, будучи временами таким покладистым, удовлетворенным, а сегодня - таким хмурым и строптивым. Это не спектакль, разыгрываемый семидесятилетним стариком в домашних туфлях, это план сражения бойца, решившего дорого продать свою шкуру, для которого энергия - марка предприятия. Вот увидите, в 2007 году с ним еще придется считаться, утешают себя с истерическим оптимизмом ближайшие соратники. Благостное желание. Народ отвлекся, он отдает предпочтение другому. Жак Ширак, который похвалялся тем, что слышит сердце народа, - настоящее искусство королей - потерял по дороге народ и переживает синдром конца правления.

Он больше не вселяет страх. Четыре кандидата от его партии занимают ведущие посты. Мэр Парижа раньше выступал в роли укротителя, но его имя даже не произносится на митингах. Филипп Дуст-Блези - один из последних зацепившихся за президентский плот, будучи министром иностранных дел, решает вопросы, связанные с его переизбранием на пост мэра Тулузы. Возможные преемники, Доменик Де Вильпен и Николя Саркози, уже ощущают себя достойными пурпурной мантии и борются за наследство. Партия Ширака Союз за народное движение в поддержку президента, крупная партия правого толка, родившаяся 4 года назад и сплотившаяся вокруг лидера, обезлюдела, сбрасывает старые мундиры и ориентируется, как стрелка компаса, в сторону новых хозяев. "Я являюсь олицетворением его конца, вот почему он меня ненавидит", - говорит любезно Саркози, министр внутренних дел, празднуя свой день рождения, но с одной свечкой: год на посту председателя партии времен Ширака. Он направил свои легионы маршем на Елисейский дворец. Это верно: предательство лишь вопрос времени.

До вчерашнего дня он был для французов олицетворением гаранта коварного прагматизма: либерализма 80-х, социального раскола в 1995-м, безопасности в 2002-м, противника свободной торговли в 2005-м. Он потерпел провал - потому что он не занимается ничем, кроме своего выживания. Крах Ширака можно кратко сформулировать так: интерес масс быстро переключился с его персоны. Его первое появление на телевидении - в ходе дебатов с молодежью по европейскому референдуму в мае. Поколение, пришедшее в политику, когда он уже был у власти, осознало, что этот вечный властелин ничего не знает о его проблемах. Поэтому молодежь отвернулась от старого лидера. Второе его шумное падение - это слишком запоздалое появление на телевидении после того, как пригороды бушевали на протяжении трех недель. Этот шаг был еще более трагичным, потому что о нем не была проинформирована "широкая" аудитория: просто это выступление не было заранее проанонсировано.

Источник: La Stampa


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru