Статьи по дате

The Guardian | 29 ноября 2006 г.

Отравление бросает тень на бизнес с Россией

Терри Макалистер

Смерть Литвиненко ставит под угрозу доверие инвесторов. Кремль "больше озабочен укреплением своей власти"

Отравление в Лондоне бывшего офицера КГБ Александра Литвиненко нанесет ущерб доверию инвесторов к России, предупредила вчера влиятельная торговая ассоциация, представляющая интересы тех, кто ведет бизнес между Британией и Россией.

Предупреждение прозвучало в момент беспрецедентного интереса к российским компаниям, зарабатывающим деньги на Лондонской бирже, и совпало со шквалом критики со стороны Москвы в адрес Shell и других иностранных компаний, работающих в России.

"Хотя нет доказательств, касающихся того, кто несет ответственность, этот ужасный случай подогреет негативные мнения о законности в России и деятельности российского государства, высказываемые в западных СМИ", - заявил Годфри Кромвель, исполнительный директор Российско-Британской торговой палаты, которая в этом году отмечает свое 90-летие.

"Такие вещи очень много значат для инвесторов, которые приглядываются к России, и, кто бы ни совершил это преступление, подобная реклама остановит некоторых инвесторов", - добавил он.

Бизнесмены, работающие на Западе, как российский эмигрант Алекс Коняхин, соглашаются. "Иностранные инвесторы теперь читают статьи о России, ставшей авторитарной страной, где задушили политическую оппозицию, а судебная система контролируется государством и используется для конфискации привлекательных компаний", - заявил Коняхин, друживший с Михаилом Ходорковским, основателем российской нефтяной компании ЮКОС, в настоящее время отбывающим срок в тюрьме.

Несмотря на антирекламу, Коняхин не думает, что из-за нее методы Кремля изменятся.

На этой неделе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своем докладе по экономике критиковала российское правительство за его экспансию в ключевые сектора экономики. Она также указала на опасения по поводу государственной энергетической компании "Газпром" и ее "кажущейся ненасытности в приобретении активов".

Но Артем Кончин, аналитик ценных бумаг в московском инвестиционном банке "Атон Капитал", уверен, что западных инвесторов не отпугнут заметные проблемы последнего времени. "Я пока не видел негативных отзвуков и не ожидаю существенного изменения настроений инвесторов. Люди очень прагматичны, когда дело касается денег", - утверждает он.

"В конце концов, 90% тех, кто инвестировал в "Роснефть" (недавнее IPO), - это те же люди, которые инвестировали в ЮКОС (компанию, чьи активы, как полагают, украла "Роснефть)", - добавляет он.

Целый ряд российских компаний - многие, как и "Роснефть", из энергетического сектора - зарегистрировали на Лондонской бирже акции или депозитарные расписки.

Электрогенерирующая компания ОГК-5 является одним из последних примеров успешного размещения на бирже, несмотря на опасения, вызванные обращением России с западными группами вроде Shell и BP.

Shell попала под удар из-за предполагаемого экологического ущерба, нанесенного ее газовым проектом "Сахалин-2". Одновременно предпринимаются попытки внедрить в проект российский государственный концерн "Газпром".

Многие российские комментаторы связывают эти два события, а Кончин говорит, что нет сомнений в том, что Кремль хочет усилить контроль над сектором, где стоимость компаний взлетела на волне роста цен на энергоносители.

Коняхин полагает, что Кремль больше заботит укрепление собственной политической власти, чем мнение иностранных политиков и инвесторов.

На пути из Москвы

Алекс Коняхин, бывший банкир, говорит, что на него больше десятилетия вели неустанную охоту на разных континентах силы, действующие в интересах Кремля.

Оказавшийся в выигрыше в результате перехода в начале 1990-х годов от управляемой экономики к свободному предпринимательству, Коняхин когда-то руководил в Москве финансовым домом стоимостью 300 млн долларов - "Всероссийским биржевым банком".

Но в 1992 году он обнаружил, что два бывших сотрудника КГБ обращаются к частным акционерам с целью получить их акции и устроить отчуждение в пользу государства. Через несколько дней Коняхин был похищен сообщниками этих двух людей, когда вместе с супругой находился в командировке в Будапеште.

"Ты перепишешь свои компании и банковские счета на нас", - потребовали эти люди. Когда он спросил, что случится, если он этого не сделает, они ответили: "Ты можешь случайно утонуть в ванне у себя в квартире".

Коняхину и его жене Елене удалось убежать сначала в Словакию, а потом в Америку, но вскоре они обнаружили, что значительная часть их активов заморожена, а их репутация подорвана КГБ.

В 1994 году один из бывших похитителей банкира хвастливо заявлял в одной из российских деловых газет, что не поставил бы и доллара на жизнь Коняхина.

Российский бизнесмен, получивший политическое убежище в США и теперь руководящий там интернет-компанией, говорит, что его попытки добиться справедливости на родине и вопросы об этике государства, которое допустило, чтобы такое произошло, только втянули его в глубину конфликта. В 1995 году ФБР посоветовало ему остерегаться, так как оно располагает информацией, что КГБ нанял людей из американской мафии, чтобы избавится от него.

Российское правительство трижды пыталось добиться экстрадиции Коняхина с помощью американских властей, но ему удалось отбиться судебными решениями, в которых эти попытки были названы противозаконными.

Коняхин, который много времени уделяет боевым искусствам, говорит, что держит страх под контролем с помощью "психологического тренинга". И хотя он уже не ждет встречи с насильственной смертью, он говорит, что у них с любимой женой не будет детей.

"Дети - это идеальная точка давления. Человек может перестать думать о себе, но ему будет трудно перестать думать о людях, которых он любит".

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru