Le Figaro | 29 ноября 2007 г.
В чукотской тундре Путин - безраздельный властитель
Фабрис Нодэ-Ланглуа
Самая восточная часть Сибири переживает экономическое чудо благодаря своему губернатору-миллиардеру, лояльному Кремлю меценату и владельцу лондонского футбольного клуба "Челси"
Далеко-далеко от Москвы, в белой тундре, где гуляет колющий лицо северный ветер, Василий и Майя, Володя и Лера уже опустили бюллетени в урны для голосования. Закутанным в куртки, шапки и традиционные сапоги из меха северного оленя, чукотским оленеводам, как и десяткам тысяч живущих в отдаленных районах россиянам, было разрешено проголосовать ранее 2 декабря. Избирательный участок в машине на гусеничном ходу на прошлой неделе приехал в их яранги, расположенные в сотне километров от регионального центра - Анадыря.
Мы на Чукотке, в самом восточном регионе Сибири, рядом с Аляской, отсюда 6200 км лета от Москвы. С девятичасовой разницей во времени. Это территория с экстремальным климатом, настолько изолированная, что ее жители (66% русских и 20% исконных народностей) называют остальную страну "континентом".
Чукотка буквально воскресла после того, как Владимир Путин в 2000 году назначил необычного губернатора - миллиардера Романа Абрамовича, который более известен как владелец лондонского футбольного клуба "Челси".
В тундре - минут 25 градусов по Цельсию, а Лера оставляет открытым клапан своей яранги, чтобы впустить последние лучи заходящего в 14:30 солнца. В жилище, наполненном дымом очага, молодая женщина предлагает гостю вареную оленину. Лера голосовала "за "Единую Россию", конечно".
"Пока есть мясо"
У партии президента просто нет конкуренции в этом регионе с населением 52 тыс. человек, рассеянных на огромном пространстве, в 1,3 раза превышающем территорию Франции. Чукотка отправляет в Москву всего одного депутата (из 450). Единственный соперник - кандидат от националистической ЛДПР Владимира Жириновского.
Директор "колхоза", так называют оленеводческое хозяйство, Аркадий Макушкин прибыл из Канчалана на вертолете - местном автобусе. Он - один из девяти здешних членов "Единой России". "Конечно, мы боимся того дня, когда Роман Аркадьевич Абрамович уйдет, и ухода Путина. Но пока мясо есть..."
Не столь заметное в тундре, в Анадыре "чудо Абрамовича" потрясает. С вертолета город с 11-тысячным населением напоминает конструктор Lego. Ряды советских пятиэтажек выстроились как кирпичики, раскрашенные в голубой, красный, желтый и сиреневый цвета. "Раньше все было серым, грязным и отвратительным", - вспоминает один горожанин.
Все в городе, кроме кораблей, застрявших вдоль берегов замерзшей реки Анадырь, кажется новым. Газовая теплоэлектростанция (построена в 2006), прекрасный Дворец культуры в форме белого медведя, кинотеатр и интернет-кафе. Для декорирования роддома под названием "Сказка", открытого в этом году, "миллиардер президента" специально привез художника из Москвы. Дети на каникулах отправляются на черноморское побережье за счет администрации. Директор больницы, оснащенной по последнему слову техники, Александр Маслов с гордостью рассказывает о том, что за шесть лет детская смертность сократилась в четыре раза, став самой низкой в России.
"Климат суровый, - признается торговка-цыганка, приехавшая из Ростова-на-Дону. - Но здесь хотя бы нет мафии!". Многие жители вторят ей: "Губернатор уже миллиардер, тебя не обворует".
Экономика Чукотки, находившаяся в кризисе шесть лет назад, до сих пор функционирует благодаря вливаниям федеральных дотаций и средств из двух фондов, увеличенных Романом Абрамовичем в 2007 году до 200 млн долларов. Но реализуется все больше проектов, направленных на самообеспечение края. Добыча золота вновь возрастает, намечено строительство нефтеперерабатывающего завода для разработки собственных нефтяных месторождений. Энергичная преподавательница английского языка в лицее Наталья резюмирует общие настроения: "До Абрамовича надежды не было".
В таком патерналистском контексте практически весь город поддерживает "Единую Россию". Флаги партии президента украшают холл гостиницы "Чукотка", кассы супермаркетов, аэропорт - и ни у кого это не вызывает недовольства.
Разумеется, за раскрашенными фасадами тоже есть проблемы. Внутреннее убранство квартир оставляет желать лучшего. Хотя зарплаты высокие и привлекают людей, жизнь очень дорогая. Цены на хлеб в два раза выше, чем в Москве, на килограмм апельсинов - в три. По данным "Красного Креста", алкоголизм до сих пор свирепствует в деревнях, как и во всей России. Некоторые, как сказала одна уставшая мать, только и мечтают, как бы уехать из региона, "где нет будущего для детей". Однако кремлевские иерархи могут спать спокойно: из Сибири "оранжевая революция" точно не придет.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях