The New York Sun | 29 ноября 2007 г.
Россия и Руссо
Редакция
Много лет назад израильский ученый Дж. Талмон написал знаменитую книгу о том, как политические идеи Жана-Жака Руссо привели сначала к французской революции, а затем к террору. Он назвал книгу "Происхождение тоталитарной демократии". Хотя фраза создавалась скорее применительно к гражданину Робеспьеру, чем к гражданину Путину, она прекрасно подходит для описания политической системы в сегодняшней России.
В теории этот режим допускает существование оппозиционных партий. На практике им отказано в доступе к прессе, в возможности проводить кампании, в праве протестовать и в праве получать сатисфакцию в суде. Подавление мирных демонстраций на улицах Москвы и Санкт-Петербурга привело на выходных к аресту двух известных оппозиционных фигур, Гарри Каспарова и Бориса Немцова, лидера Союза правых сил. В понедельник московский суд подтвердил пятидневное заключение под стражу, к которому приговорили Каспарова в прошлую субботу, целью чего является подрыв его шансов повлиять на выборы в Думу.
Тоталитарная демократия России имеет много общего с робеспьеровской республикой, в которой Закон о подозреваемых поставил под подозрение весь французский народ. В государстве Путина активная оппозиция правлению партии "Единая Россия" истолковывается как диверсия против государства. Прежде чем Каспаров смог обратиться к своим сторонникам публично, его арестовали. Это его второе пребывание в тюрьме. Третий раз может уже и не быть таким коротким.
Апологеты Путина спешат указать на разницу между сегодняшней Россией и Советским Союзом. Это правда, что советское государство владело всем, кроме небольшой части средств производства, в то время как сегодняшняя российская экономика в значительной степени приватизирована. Правда и то, что советские суды были открыто политическими, даже не создавая видимость независимости судебной власти, в то время как сегодня Россия утверждает, что соблюдает нормы права.
Однако экономическая свобода, как личная, так и корпоративная, в сегодняшней России строго ограничена государством. Предприниматели, какими бы крупными они ни были, совершающие инвестиции без предварительно полученного официального патронажа, обычно с помощью взятки, делают это на свой страх и риск. Точно так же правовая система подчинена государственным соображениям. Мир беспомощно взирал на то, как несущие ответственность за санкционированные государством покушения защищаются судом, в то время как оппонентов режима ложно обвиняют и преследуют - и все во имя народа
В такой тоталитарной демократии Андрей Луговой - человек, разыскиваемый за убийство Александра Литвиненко, отравленного в Лондоне год назад полонием-210 - вероятно, будет избран в Думу, тем самым получив парламентский иммунитет. Российские суды отказали в экстрадиции Лугового в Британию, и он стал ведущей фигурой в неофашистской Либерально-демократической партии Владимира Жириновского. Однако Каспаров, самый харизматичный оппонент Путина, сейчас томится в московской тюрьме.
Гротескного символизма этого противопоставления, возможно, не заметит российский электорат, загипнотизированный госпропагандой, но он не должен пройти мимо правительств в Америке и Европе. За думскими выборами в воскресенье последуют президентские выборы в марте. Не будучи ни свободными, ни справедливыми, эти проявления российского тоталитаризма не заслуживают никакого признания со стороны либеральных демократий Запада, кроме как признания их идеями Руссо, доведенными до своего неизбежного завершения.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях