The Times | 29 ноября 2007 г.
Подозреваемый в убийстве Александра Литвиненко Андрей Луговой ищет голоса среди снегов
Тони Хэлпин
Солнечное сибирское утро. На улице минус 15. Андрей Луговой встречается с избирателями, пытаясь из международного преступника, скрывающегося от правосудия, превратиться в депутата российского парламента, из нарушителя закона - в законодателя.
Королевская прокуратура, Интерпол и российские эмигранты в Лондоне могут сколько угодно считать его подозреваемым в убийстве, но здесь, в Барнауле, городе с населением полмиллиона человек в 4000 км от Москвы, бывший офицер КГБ - скорее знаменитость, чем подозреваемый. Корреспондент The Times присоединился к Луговому в последнем пункте предвыборной кампании перед воскресными парламентскими выборами: было очевидно, что здесь никому нет дела до того, убил ли он Александра Литвиненко.
Вместо этого избиратели спрашивали его о пенсиях, армейской реформе, поддержке фермеров и повышении цен, - обо всем, кроме того, что принесло ему всемирную известность и превратило полоний-210 из непонятной радиоактивной субстанции в притчу во языцех.
41-летний Луговой очень быстро учится для человека, не имевшего ранее опыта проведения избирательных кампаний. С тех пор как в сентябре он заявил, что будет баллотироваться в Думу от ЛДПР, он превратился в блестящего игрока политической сцены.
"Возможно, я выгляжу уверенно, но сам я не могу сказать, что это так. Все в порядке, когда это пресса, потому что я могу ответить на любой их вопрос, но вопросы избирателей важны лично им, и они хотят получить личный ответ", - сказал он.
Новость о приезде Лугового привлекла около 150 человек на встречу с ним в обветшалом зале. Скромно одетый в костюм с галстуком, миллионер и бизнесмен был спокоен, разговорчив и убедителен, его ответы на вопросы несколько раз прерывались аплодисментами.
Никого не интересовала судьба Литвиненко в Лондоне, поэтому Луговой был вынужден сам поднять эту тему. Воспользовавшись вопросом о западном финансировании оппозиции, противостоящей Путину, он назвал себя жертвой заговора британского истеблишмента, стремящегося унизить Россию.
Эта тема вызывает одобрение у сторонников ЛДПР - их лидер Владимир Жириновский регулярно называет Британию извечным врагом России. Сергей Горбунов, задавший вопрос, сказал: "Я думаю, все это фарс с английской стороны, я не думаю, что он к этому причастен. Я пришел, потому что читал о Луговом в интернете. Кажется, он интересный и открытый человек".
Лугового после встречи окружили охотники за автографами, потом он с улыбкой позировал для фотографий вместе с ярыми сторонниками. "Он хороший парень, - сказала 19-летняя Наталья Долгих, получив автограф. - На дело Литвиненко здесь всем наплевать".
К явному удовольствию Лугового, все было иначе на встрече с местными журналистами. Они закидали его вопросами о деле Литвиненко, дав ему возможность развить эту тему, рассказав, что все это - заговор против России, организованный британскими спецслужбами и живущим в Лондоне миллиардером и врагом Путина Борисом Березовским.
"Так происходит везде, куда бы я ни поехал, - сказал он потом корреспонденту The Times. - Я этому рад, ведь это означает: то, что интересует прессу, неинтересно людям".
За время кампании Луговой посетил 20 городов, в основном на востоке России. Если Кремль не будет подтасовывать результаты и не произойдет резкого падения популярности ЛДПР, он получит место в Думе. Он - второй номер в списке ЛДПР, а места на этих выборах распределяются в зависимости от количества набранных каждой партией голосов избирателей, при условии что их больше 7%.
Если ЛДПР преодолеет этот барьер, в российском парламенте будет заседать человек, которого Британия хочет судить за убийство. Путин исключил возможность экстрадиции, сославшись на конституционный запрет, а тающая надежда на процесс в России совсем исчезнет, как только он получит депутатскую неприкосновенность.
Луговой ушел от ответа на вопрос о том, собирается ли он выезжать за границу в новом качестве, понимая, что ему грозит неминуемый арест, если он покинет Россию. Но он надеется, что ему удастся дистанцироваться от дела Литвиненко на родине. "Мое имя сейчас связано с ним, и я этого не скрываю. Но, если я буду много работать в Думе, думаю, в будущем оно будет ассоциироваться с партией", - сказал он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях