L'Espresso | 29 ноября 2010 г.
Сибирские Робин Гуды
Николай Лилин
"Группа молодых людей восстала против коррумпированной российской милиции, - пишет Николай Лилин в статье, опубликованной в еженедельнике L'Espresso. - Интернет восхищался "приморскими партизанами" - до тех пор, пока Путин не приказал их уничтожить. Эта история стала легендой".
"Если Рембо становится Робин Гудом, если бывший солдат, обученный воевать, как военная машина, становится во главе группы молодых людей и возглавляет их протест против коррупции шерифов, тогда ситуация становится опасной для любого правительства. Она становится вдвойне опасней, если все это происходит в лесах Сибири, золотой кладовой, которая поставляет ценнейшие породы дерева, а повстанцы становятся настолько сильными, что олицетворяют собой вызов власти Путина", - пишет издание. "Эта история "Лесных братьев", история, которую правительственные СМИ попытались скрыть, это грустная баллада, потому что у нее трагический конец", - пишет автор статьи.
Все началось в лесах Приморского края, где каждый год добывают три миллиона кубометров древесины, предназначенной на экспорт. В бесконечных лесах, простирающихся на 130 тыс. квадратных километров, расположены многочисленные поселки и лесопилки, куда довольно часто приезжают жить бывшие военные. Всем также известно, что таежная тень скрывает не только медведей и тигров, но и коррупцию местных властей, и, в первую очередь, коррупцию милиции, которая вдобавок ко всем налогам и лицензиям облагает предпринимателей своими поборами. "Население живет, зная, что у него нет прав, и мирится со всеми злоупотреблениями людей в форме, об их всевластии ходят саркастические шутки, рассказывает корреспондент: "Путину, в отличие от Сталина, нет нужды строить ГУЛАГи - чтобы сэкономить деньги, московская власть превращает в лагеря целые населенные пункты, принуждая жителей жить как в тюрьме". Благодаря интернету об этих шутках стало известно во всех российских городах", - пишет автор статьи.
"В такой ситуации нужна лишь искра, чтобы разгорелось пламя. Роман Муровцев - молодой человек, которого государство сделало машиной смерти в Чечне, один из многих, которые не могут найти себе место в сегодняшней России. Вернувшись домой, он увидел сплошное взяточничество и понял, что те идеалы Родины, за которые он убивал, за которые на его глазах погибали боевые товарищи, были ложью, лозунгами олигархии, которая становится все более беспринципной. В одном из спортивных залов он подружился с ребятами немного моложе его, но такими же разочарованными. Однажды весной милиция арестовала одного из друзей Романа, которому было всего 17 лет: его закрыли в камере и жесткого избивали, выбивая признание в преступлении, которого он не совершал. Виновным был сын местного политика, который заплатил милиционерам, чтобы те нашли козла отпущения. Когда через несколько дней юношу отпустили, на его теле были очевидны следы пыток, и друзья пришли в ярость. Они явились в отделение милиции, они кричали и протестовали, не в силах сдержать гнев. Молодой милиционер вышел из здания и навел на них пистолет: "Замолчите, сволочи, пошли вон или я вас пристрелю!". Но он не знал, кто перед ним. Он не знал, что Ромам Муровцев дослужился до старшего сержанта, нейтрализуя и не таких противников, что он во главе своего подразделения спецназа в Чечне бросал вызов смерти десятки раз", - пишет автор статьи. "У Романа сработал инстинкт, и он повторил то, что делал сотни раз в Чечне: как робот, вошел в казарму с пистолетом в руке и начал стрелять, как его учили в военной школе, как он делал в ходе десятков рейдов против исламских боевиков. Товарищи Романа поняли, что дороги назад нет: они открыли оружейную комнату, взяли автоматы, бронежилеты, переговорные устройства. Они уехали на милицейском внедорожнике и скрылись в лесу, где никто не осмелился их преследовать".
"В первые дни это нападение оставалось тайной. Власти боялись, что массовое убийство привлечет внимание к местной коррупции. По этой причине печать распространяла лишь официальную версию и неком "инциденте" и бегстве опасных преступников. Но среди населения распространялась другая версия: "Наконец-то появился кто-то, у кого хватило смелости поднять голову". Роман и его друзья стали "Лесными братьями", а местного губернатора охватила паника. Еще и потому, что "Лесные браться" рассказали всей России о причине их вооруженного протеста: они выложили в интернет серию видео, в которых рассказали о том, что они сделали, рассказали о фактах коррупции и превышения власти представителями сил правопорядка. Это были не наглые послания - напротив, в их словах слышалась глубокая грусть. Они знали, что им не на что надеяться, что их ждет поражение", - пишет корреспондент.
"Когда сага о "Лесных братьях" дошла до столицы, Путин лично приказал в прямом телеэфире: "Эти террористы должны быть уничтожены". И леса Приморского края превратились в еще одну Чечню: чтобы задержать горстку молодых парней, были развернуты три специальных подразделения со снайперами и штурмовиками. "Лесные братья" разделились и пошли в разных направлениях в города. Пятерых перехватили через неделю - они сдались после того, как у них закончились патроны. Двое других попали в ловушку и покончили с собой. 11 июня Москва заявила: "Группа террористов ликвидирована". А сам Роман исчез в никуда. Некоторые говорят, что он все еще находится в лесу, другие утверждают, что он предпочел смерть аресту, третьи поговаривают о том, что он ушел в Китай.
"Лесных братьев" называют "новыми партизанами", их называют героями, в первую очередь, ветераны, которые после Афганистана и Чечни перебрались в эти суровые края работать в лесной промышленности. "Партизаны ближе к народу, чем сотрудники милиции", - говорит полковник Анатолий Ермолин, прославившийся во времена СССР тем, что возглавлял подразделение "Вымпел", благодаря которому Красной Армии удалось взять Кабул. "В этом регионе много отставных офицеров, правительство о них забыло. Когда мы видим, как многие милицейские чиновники делают деньги на несчастье людей, мы чувствуем себя сплоченными как никогда: каждый честный военный готов защитить слабого, и народ на нашей стороне", - заявил полковник.
"Эти слова пугают, поскольку многие в Сибири, богатой ресурсами и все больше жаждущей автономии от Москвы, могут последовать примеру "Лесных братьев". Алексей Кондауров, генерал ФСБ, говорит: "Когда государство пытается навязать свою власть грубой силой, народ отвечает, используя те же механизмы. Никто не хочет информировать страну, потому что опасно рассказывать, что в одном из регионов граждане выступают с оружием против милиции: российским политикам не нужна еще одна Чечня".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях