La Repubblica | 29 ноября 2012 г.
Радиоактивные сувениры на "рынке" Чернобыля
Никола Ломбардоцци
Последняя мода - копаться в том, что осталось от зараженного радиоактивными выбросами города, пишет Никола Ломбардоцци в материале, опубликованном в газете La Repubblica.
"Мы направляемся в Чернобыль, чтобы что-нибудь украсть. Там осталось не так уж и много после 26 лет грабежей. Но теперь это вызывает еще большее возбуждение. Естественно, этим занимаются не все. Надо потрудиться, входить в эти покинутые дома, которые кое-что знают о смерти, копаться в кучах обвалившейся штукатурки. У тебя все переворачивается внутри, когда ты находишься среди того, что осталось от оборвавшейся жизни: ты видишь школьные учебники с пометками на страницах, проржавевшие бритвенные станки, оставленные на умывальниках, автоматы для газировки, которые так нравились советским детям", - пишет издание.
"Ты ощущаешь озноб от постоянного урчания счетчика радиоактивности, который напоминает, что надо возвращаться, о том, что у тебя вскоре может обнаружиться рак. Когда на экране прибора появляются опасные цифры, прибор начинает звенеть. Он дает тебе понять, что вся зона, окружающая пресловутый четвертый реактор, - смертельная ловушка", - пишет корреспондент.
"Повсюду невидимая смерть. Она перемещается вместе с ветром и пылью, она становится более скверной в зависимости от температуры и влажности. Чтобы продвигаться в этом лабиринте без лица с какой-то надеждой на выживание, счетчика недостаточно, нужен гид. В Киеве их много. Лишенные щепетильности таксисты за 100 евро могут доставить тебя в самый центр луна-парка смерти. Но спрос большой. Новая мода усиливается, несмотря на обеспокоенность полиции. Она тревожится не столько за здоровье рейдеров, сколько за радиоактивное заражение: искатели приключений раздаривают ее, показывая, даря и порой продавая радиоактивные трофеи. Клиенты едут в Европу, а иногда и в США. Многие являются поклонниками S. T. A. L. K. E. R., украинской видеоигры, переведенной на все языки. Ее авторов вдохновил фильм Тарковского, который в свою очередь основывается на романе братьев Стругацких, основоположников советской научной фантастики. Фанаты ищут на месте то, что их стимулировало в видеоигре: мутанты и призраки, обитающие на развалинах Припяти", - пишет автор статьи.
"Реальность еще более поразительна. Видеоигра не передает ощущения этой тишины, призрачного облика лесов, начинающих медленно захватывать улицу Ленина, Спортивный проспект, общественный бассейн, городскую пристань. Мутантов не видно, но достаточно взглянуть на непривычно серые березы или на блестящие черные листья плюща, обвивающего дорожный указатель", - пишет автор статьи.
"Мы приехали в Припять с гидом, заплатив за тур 80 евро. Гид против грабежей, но его очень просто обмануть. Мы заходили в дома, поднимались по разрушившимся лестницам. Добыча была не богатая: учебник родного языка и старый букварь. Перед контрольной проверкой на выезде из города мы оставили находки в автобусе. Двое военных проверили на радиоактивность колеса и корпус машины. Пассажирам предложили пройти контроль на старом стальном устройстве: надо подождать несколько секунд, не дыша, пока не загорится надпись "Чисто". Солдат-охранник улыбается: "Все ok", - пишет корреспондент.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях