El Pais | 29 октября 2001 г.
"Небольшой афганский уголок" в России
Пилар Боне
В то время как на Афганистан падают бомбы, в России тысячи беженцев, составлявших оплот режима Бабрака Кармаля, а затем Наджибуллы, рассматривают войну через призму своего горького опыта.
Бывшие высокопоставленные функционеры и идеологи Народно-демократической партии Афганистана (коммунистического толка), по-видимому, готовы сыграть определенную роль и в будущем Афганистане, если антитеррористическая коалиция во главе с США захочет обратиться к их услугам. Пока эти "бывшие коммунисты", которые называют себя представителями афганской "интеллигенции", признают, что у них нет даже лобби в России, которая предпочитает поддерживать и вооружать "Северный альянс".
"Мы были афганской элитой, мы ею и остались", - говорит Мохаммад Гулям, бывший губернатор одной из провинций, в настоящее время возглавляющий в Москве Афганский деловой центр (это коммерческая структура, вокруг которой, в основном, группируется значительная часть афганской колонии в России). Центр располагается в гостинице "Севастопольская", которую называют "маленьким Афганистаном". Ее номера превращены в ателье, часовые мастерские, магазины, торгующие специями, и даже редакции газеты, журнала, телестудию, школу и зал для траурных церемоний.
"Наша коммерческая структура позволяет нам держаться вместе, сохраняться в виде общины", - подчеркивает Гулям, называющий себя "защитником прав человека". Согласно подсчетам, в России живут около 150 000 афганцев. "В "маленьком Афганистане" работает от 3000 до 5000 человек - бывшие военные, врачи, журналисты, губернаторы, агрономы...", - говорит Гулям. Бывший 42-летний губернатор получил образование в высшей школе КПСС.
Члены афганской общины в Москве хотят вернуться к себе на родину, но только если там установится мир. "Мы достаточно навоевались. Мы не хотим участвовать ни в какой войне", - утверждает Гулям. С ним соглашается Абдул Джабар, в прошлом генерал-лейтенант. Джабар говорит, что он воевал против всех - от моджахедов до талибов - и является одним из 15000 афганских функционеров, которые, по словам Гуляма, живут сейчас в России.
"Мы не участвуем в этой войне, несмотря на полученные нами выгодные предложения как от талибов, так и от "Северного альянса", - подчеркивает бывший губернатор. По его словам, предложения варьировались от создания независимой армии до открытия второго фронта. "Мы их отвергли, поскольку достаточно навоевались", - добавляет он, не вдаваясь в подробности. Среди тех, кто посетил его после событий 11 сентября, был, по утверждению Гуляма, военный атташе посольства США в Москве, который интересовался различными военными вопросами.
Гулям, пуштун по национальности, покинул Афганистан в 1993 году после того, как на него было совершено покушение. Россия предоставила ему не политическое убежище - хотя он утверждает, что просил именно об этом - а вид на жительство, который необходимо продлять каждый год.
Неопределенность положения большинства его соотечественников в России не позволяет им обосноваться здесь на постоянной основе и превращает их в легкую добычу для милицейского произвола. Возможно, для большинства эмигрантов Россия является перевалочным пунктом, а не местом назначения.
В "маленьком Афганистане" есть люди, не желающие фотографироваться из-за опасений, что они не смогут получить политического убежища в других странах.
Среди тех, кто хочет вернуться на родину - журналист Фарог Фарда, который занимал должность вице-президента молодежных организаций Афганистана, а сейчас руководит газетой Naweed-E-Rooz. Фарда встает рано утром, чтобы отобрать нужные ему сообщения из Интернета и опубликовать их в четырехстраничной газете.
Если развитие политических событий позволило занять высший государственный пост в России бывшему функционеру КПСС Борису Ельцину и бывшему сотруднику КГБ Владимиру Путину, то почему подобное невозможно в Афганистане? По крайней мере, так рассуждает Гулям. Афганские коммунисты тоже изменились. "Коммунистическая идея уже изжила себя, и мы уже смотрим на мир по-новому. Мы выступаем за демократию и рыночную экономику. Наша партия, насчитывавшая полмиллиона членов, устарела и стала неприемлемой для Афганистана и для нас самих, поскольку ее статус и программа нереальны".
Бывшие коммунисты обсуждают возможность формирования одной или нескольких партий, которые в будущем могли бы принять участие в выборах, и полагают, что у них могут быть хорошие перспективы.
Гулям считает, что на переходном этапе следует сформировать вокруг короля коалиционное правительство с участием всех этнических групп. "Что касается нас, то у нас есть для этого необходимые кадры - от рядовых до министров", - говорит он.
Руководители "маленького Афганистана" враждебно относятся к "Северному альянсу". "Ни талибы, ни "Северный альянс" не могут привести Афганистан к демократии", - утверждает Аман Ажкрес, сатирик, занявший высокий пост на афганском телевидении. Он курирует культурную деятельность центра. "Было бы лучше, если бы России не сосредоточивалась на оказании поддержки "Северному альянсу", который контролирует не более 5% территории страны и который представляет собой искусственный альянс моджахедов, объединившийся перед лицом угрозы со стороны талибов".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях