La Repubblica | 29 октября 2001 г.
Не все хотят триумфа Буша
Альберто Флорес д'Арсе
В настоящее время в Пакистане происходит именно то, чего больше всего опасались в Вашингтоне. Согласно прогнозам, по мере продолжения войны, роста трудностей, связанных с ведением боевых действий, в связи с невозможностью в непродолжительные сроки достичь соглашения по новому афганскому правительству, исламский мир может вспыхнуть волнениями. Однако сведения, поступавшие после терактов 11 сентября от официальных источников в странах, относящихся к ?группе риска?, успокоили Пауэлла и его самых ближайших сотрудников.
Генерал Мушарраф в Пакистане, как казалось, был в состоянии контролировать интегралистские течения, включая исламские группировки в армии и спецслужбах. Иран по ?параллельным дипломатическим? каналам заверил Вашингтон в ?твердом намерении? Тегерана вести борьбу с терроризмом. Ирак, получив ?предостережение? от постоянного представителя США при ООН, предпочел отказаться от традиционной антиамериканской полемики. ?Умеренные? правительства Египта и Саудовской Аравии, в конце концов, согласились с логикой войны против Афганистана.
В последние дни дипломатическая ситуация претерпела изменения. Пакистан, по понятным мотивам, стал наиболее уязвимой страной: он оказался на ?линии фронта?, именно Пакистан ?создал? движение Талибан, а теперь Исламабад вынужден вести с ним борьбу. Тысячи беженцев, пытающихся укрыться от бомбардировок, штурмуют границы Пакистана. Но в тоже время тысячи пакистанцев переходят границу, чтобы сражаться бок о бок со своими ?братьями талибами?. И это лишь вершина айсберга, ее видимая часть, поскольку исламский интегрализм пустил свои корни в более чем 40 странах, являющихся потенциальным источником притока новых сил в международную террористическую сеть ?Аль-Каиды?.
События, происходящие в других странах, менее заметны, но вызывают не меньшее беспокойство у представителей американской дипломатии. В последние дни Вашингтон ?почувствовал? ужесточение позиций Ирана, где президент Хатами подвергается жесткой критике за свою слишком ?мягкую? позицию в отношении США - государства, которое иранские муллы называют ?Великим Сатаной?. В Госдепартаменте увязывают это ужесточение позиций с продолжением и характером боевых действий: сопротивление кабульского режима способствует укреплению позиций самого консервативного крыла иранских священников, способных ?оказать содействие? талибам, закрыв глаза на переброску оружия и наркотиков через границы обеих стран, тем самым, обеспечив талибам возможность для более длительного сопротивления.
Иран, крупная региональная держава, рассчитывает в будущем оказывать значительное влияние на Афганистан и лишить Пакистан роли ?крестного отца? Кабула. Экономические и нефтяные возможности этого региона настолько масштабны, что способны повлиять на будущее самого иранского режима. Сильная и одержавшая победу Америка может оказаться препятствием на пути к осуществлению этих планов, в реализацию которых оказались вовлеченными Россия и сам Путин. Одержавший победу в войне Вашингтон может предоставить большие полномочия Мушаррафу, который является единственным лидером исламского государства, кто был бы полностью готов к сотрудничеству с Соединенными Штатами. Америка же, если она погрязнет в затяжной войне, подобной вьетнамской, станет более удобным объектом для шантажа как для Ирана, так и для России.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях