Los Angeles Times | 29 октября 2007 г.
Статус "олимпийского города" вызвал раскол на российском курорте
Дэвид Холли
В Сочи состоится зимняя Олимпиада 2014 года. Одни жители рады деньгам, которые потекут город в связи с этим, другие боятся потерять свои дома и леса
Перемены, ожидающие этот неказистый черноморский курорт, отлично отражают слова одного из сотрудников мэрии о метаморфозе типичного таксиста. Ныне таксисты - одетые в потертые брюки и с сердитыми лицами - обычно сидят за рулем битых жизнью автомобилей российского производства.
"Мы хотим, чтобы типичный таксист сидел за рулем не "Волги", а "мерседеса", - сказал заместитель мэра Сочи Владимир Бойченко. - Мы хотим, чтобы он носил галстук и белые кожаные перчатки, а на лице у него была обаятельная улыбка".
Возможно, эти надежды покажутся вам чересчур смелыми, но не спешите сбрасывать Сочи со счетов. В конце концов, это легендарное место летнего отдыха, знаменитое пальмами и магнолиями, как-то умудрилось добиться права принимать у себя Зимнюю Олимпиаду 2014 года.
Благодаря своему отрезку субтропического побережья Сочи давно превратился в любимое место проведения досуга для россиян всех возрастов, и мистическая аура города сохраняется и поныне, хотя гостиницы тут немодные, советских времен, а пляжи переполнены. Теперь, благодаря горам Кавказа, которые примыкают к городу, руководители страны и города стремятся превратить Сочи в механизм для извлечения прибыли, который будет работать круглый год.
"Победа в соревновании за олимпийский огонь для нас много значит, - говорит Бойченко. - Это и впрямь победа. Она позволит нам сделать сразу несколько шагов вперед. Россияне знают Сочи и очень его любят. Мы хотим превратить наш город в курорт мирового уровня".
Многие местные жители рады этой перспективе. Но другие опасаются, что с приходом застройщиков лишатся своих домов и лесов и даже доступа к близлежащим горам.
Для России в целом успех на конкурсе олимпийских заявок в июле пропагандировался как крупная геополитическая победа, отражающая возрожденный авторитет страны в мире, который опирается в основном на доходы от экспорта нефти и газа.
По плану в подготовку к Олимпиаде в Сочи будет вложено 12,5 млрд долларов, что сильно улучшит экономическое положение во всем районе вокруг Сочи на юге России.
Оптимисты предсказывают, что проведение Олимпиады в Сочи будет способствовать разрешению споров России с соседней Грузией об отколовшихся от нее областях - Абхазии и Южной Осетии, и война по этому поводу не разразится.
"Я думаю, что это замечательно, так как это грандиозное событие для нашей страны", - сказала 34-летняя Ирина Ларкина, приехавшая в Сочи на отдых. Ларкина говорит, что приедет сюда на Олимпиаду.
"Конечно, это и политическая победа", - добавил ее 35-летний муж Сергей Ларкин.
"Мы горды тем, что здесь пройдет Олимпиада, - говорит 50-летняя Анна Иванова, работающая в отеле советских времен, где останавливаются любители пляжного отдыха. - Летний сезон длится пять месяцев. В остальное время у людей нет нормальной работы, они просто готовятся к следующему сезону. Все новые здания привлекут больше туристов. У нас будет больше работы, и мы больше заработаем".
Многоэтажные "коробки" гостиниц и приморские променады отличаются своеобразным ретро-очарованием. Ликующие дети, молодые влюбленные и тучные бабушки и дедушки проводят здесь драгоценное время отдыха, лежа на полотенцах на галечных пляжах, где яблоку негде упасть, меняя зимнюю бледность кожи на патологическую розовость. В лучах вечернего солнца отдыхающие прогуливаются мимо прибрежных магазинов и ресторанов. В воздухе пахнет кавказскими специями, звучат напористые ритмы российской поп-музыки.
Не мало времени простояв в пробках, чтобы выбраться из города, и преодолев несколько тоннелей у обрывистой речной долины, отдыхающие могут подняться в горы и попасть в Красную Поляну - поселок, где будут проводиться олимпийские соревнования под открытым небом. Даже летом местный примитивный подъемник пользуется большим успехом у гостей, возносящихся по лесистому склону в облака.
Летом относительно узкие лыжные дорожки, проложенные в лесу, покрываются пышным ковром из диких цветов и привлекают туристов, которые в силах обойтись без подъемника.
Сторонники развития зимней курортной индустрии указывают на этих летних экскурсантов, утверждая, что в теплое время года некоторые отдыхающие будут поступать иначе: останавливаться в отелях в горах и ездить на пляж. Точно так же благодаря модернизации транспортных сетей зимние туристы смогут останавливаться в приморских гостиницах и ездить в горы, чтобы кататься на лыжах.
Будет проложено много новых маршрутов для катания на горных лыжах и других видов активного отдыха. Некоторые старожилы сетуют, что горы утратят свою красоту.
"Боюсь, что эта Олимпиада кончится экологической катастрофой, если власти не возьмут процесс под контроль", - говорит 50-летний охранник Георгий Мочаров, житель Красной Поляны.
Выйдя из двора своего дома на улицу, он указал на новый лыжный подъемник на горе - один из десятков, предусмотренных проектом. "Видите эту линию? Они срубили деревья до самой вершины, - сказал он. - Таких просек будет штук 50".
Олимпийскую деревню и объекты для соревнований под крышей - например, по фигурному катанию - планируется построить в сельской местности у моря - в месте под названием Нижне-Имеретинская долина. Местные жители опасаются выселения, а экологи - утраты болотистого участка, где кормятся перелетные птицы.
Но сторонники олимпийского экономического бума отмахиваются от этих тревог, сосредоточившись на барышах от нового строительства. Почти слышишь, как в их головах щелкают кассовые аппараты, и отчетливо чувствуешь, что эти люди бросятся нетерпеливо ломать любые препятствия.
Взять, например, староверов - представителей консервативного течения в русском православии. Предкам нынешних представителей общины при царизме здесь пожаловали земли. Возможно, староверам пора двигаться дальше, говорит Артур Татулян, заместитель главного редактора ежедневной газеты "Новости Сочи", которая финансируется мэрией.
"Они сами, возможно, не настолько религиозны, как их предки, но у них в крови сопротивление всему новому, - говорит Татулян. - Для них всего важнее их традиционный уклад жизни. Здесь они имеют плодородные земли, где выращивают морковь и капусту. Но вопрос в том, действительно ли это надо делать именно здесь, совсем рядом с морем? Все понимают, что этот район следует застроить гостиницами и пансионатами, чтобы они приносили деньги".
Бойченко говорит, что сейчас Сочи - "город прошлого", но Олимпиада превратит его в "город будущего", значительно ускорив развитие, которое в любом случае было неизбежно.
"Олимпиада - это мечта, за которую мы боролись, - говорит он. - Она сократит наш путь к успеху на 10-15 лет".
Сейчас Нижне-Имеретинская долина и лыжные склоны Красной Поляны связаны лишь одним двухполосным шоссе. Но планируется проложить новую дорогу. Кроме того, по железной дороге жителей Олимпийской деревни будут доставлять на лыжные склоны примерно за 10 минут, - сказал пресс-секретарь мэрии Михаил Константинов.
"Красная Поляна уже очень популярна среди любителей горных лыж, - говорит Петр Федин, владелец фирмы Alpika Service Co., которой принадлежит основной лыжный подъемник. - Всего два часа самолетом от Москвы и полчаса - на дорогу из аэропорта Сочи. Климат мягкий, умеренный, снега много. Думаю, это будет очень популярный зимний курорт. Это будет первый высококлассный курорт в России".
По словам Федина, его компания планирует расчистить дополнительные склоны для катания на лыжах, возвести специальный подъемник для участников соревнований и зрительские трибуны на 14 тыс. мест.
Но, поскольку в строительство олимпийских объектов вкладываются огромные средства, "есть и другие компании, которые хотят получить свой кусок пирога", заметил Федин. Он говорит, что отстаивает свою позицию в суде и на политическом уровне и полагает, что имеет союзника в лице президента России Владимира Путина, который приезжает сюда кататься на лыжах.
"Предпринимаются усилия отнять у меня мою фирму по сфабрикованным обвинениям, - сказал Федин. - Я думаю, Путин в курсе ситуации, и надеюсь, что он вмешается. Путин катался здесь на нашем склоне, я с ним говорил".
Одна из компаний, активно участвующих в развитии инфраструктуры в связи с Олимпиадой, - это "Газпром", государственный монополист природного газа, владеющий также многими СМИ и фирмами в других сферах. "Газпром" уже построил несколько пансионатов вип-класса вдоль реки неподалеку от Красной Поляны. В результате люди, которые издавна здесь живут, потеряли свободный доступ к этому участку гор - теперь здесь создан КПП, на котором дежурят охранники.
50-летняя Ольга Логинова - инженер-строитель, выросшая в Красной Поляне, - принадлежит к числу тех, кого возмущает новое строительство.
"Я против Олимпиады, - говорит она. - Самое ужасное, что у нас нет права свободно гулять в горах и вдоль рек. Это уже сейчас происходит, а дальше будет только хуже. Они перекрыли дороги, и, чтобы пройти, нужен специальный пропуск".
Живущий в Красной Поляне 27-летний Антон Арафаниди, инженер-электрик, говорит, что выступает против проведения Олимпиады, так как она повлечет за собой уничтожение природы.
"Они вырубят деревья там и там, а потом и везде, - сказал он. - Они построят спортивные комплексы, а потом гостиницы, а потом частные виллы. Они уже вырубают деревья для лыжных трасс и подъемников".
Проживающая неподалеку 83-летняя Анастасия Трегубенко вмешалась в наш разговор, чтобы выразить одобрение Олимпиаде. "Я очень хочу, чтобы была Олимпиада, - сказала она. - Будет строительство. Будет работа для людей. Я горжусь, что в России пройдет Олимпиада".
А у подножия гор, в Нижне-Имеретинской долине, большинство тех, кого Олимпиада вытеснит с насиженных мест, - это местные жители, построившие частные дома на бывших сельскохозяйственных угодьях, принадлежавших государству, но не сумевшие их приватизировать после распада СССР в 1991 году.
В такой ситуации оказалась и 35-летняя Наталья Калиновская. Спустя шесть десятилетий после того, как сюда прислали ее деда для создания совхоза, семье Калиновской угрожает выселение. "В лучшем случае они дадут нам квартиру и скажут, что улучшили условия нашей жизни, - жалуется Калиновская. - Когда мы узнали о решении Олимпийского комитета, то три дня проплакали не переставая".
Дмитрий Капцов, вице-координатор Совета экологической вахты по Северному Кавказу, говорит, что некоторые экологические организации до сих пор надеются, что Олимпиаду 2014 года куда-нибудь перенесут.
"В ближайшие 7 лет мы будем бороться и делать все возможное, чтобы свести к минимуму ущерб и попытаться хоть что-то уберечь, - сказал он. - Мы приложим все усилия, чтобы проинформировать мир о происходящем в Сочи. Они хотят превратить Сочи в элитный модный курорт, в место, где отдых будет по карману лишь богатым".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях