Статьи по дате

The New York Times | 29 октября 2007 г.

Устав от поборов на дорогах, россияне выступают против дорожной полиции

Клиффорд Дж. Леви

Кирилл Форманчук, как и почти все российские автомобилисты, привык, что дорожные инспекторы приказывают ему остановиться и штрафуют за заведомо высосанные из пальца нарушения. Однако вместо того, чтобы смиренно давать взятки, он превратил обочины в своего рода судебные трибуналы - экзаменовал инспекторов на знание законов, фиксировал происходящее и подавал жалобы в официальные органы.

В результате Форманчук стал лидером формирующегося движения за отстаивание прав автомобилистов перед лицом коррупции правоохранителей и сделался известной фигурой. И вот две недели тому назад он отправился в отделение ГИББД в Екатеринбурге, чтобы зарегистрировать свой автомобиль.

Когда Форманчук подал о себе весть, оказалось, что он находится в больнице с тяжелыми травмами, - его избили. В Екатеринбурге возмутились случившимся, что повлекло за собой неожиданный всплеск общественной активности по всей стране в период, когда кажется, что подобные проявления чувств по поводу других проблем совсем сошли на нет.

Организации автомобилистов провели демонстрации против дорожной полиции в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а веб-страницу, где выражалась поддержка Форманчуку, просмотрели почти 200 тыс. пользователей со всей страны. Даже федеральные телекомпании, находящиеся под контролем Кремля и склонные игнорировать новости, которые выставляют власти в негативном свете, начали интересоваться, что же произошло с Форманчуком вечером 12 октября в изолированной тюремной камере. На одном из каналов то, как с ним обошлись, назвали "вопиющим".

Эта история, похожая на взрыв негодования после дела Родни Кинга в США, наводит на следующую мысль: злоупотребления со стороны правоохранительных органов вызывают столь широкое раздражение, что российские власти находят невозможным немедленное подавление протестов, обычно практикуемое по отношению к политической оппозиции. Форманчук стал знаковой фигурой для россиян, утверждающих, что инспекторы малообразованны, плохо обучены и имеют возможность действовать безнаказанно.

"Все понимают, что это может случиться и с ними тоже, - сказал Форманчук в интервью в екатеринбургской больнице, где он проведет как минимум месяц. У него черепно-мозговая травма. - Дело в том, что у нас в стране проблемы с правосудием".

Трения с дорожной полицией в России резко усилились из-за резкого роста количества автовладельцев. По оценкам экспертов, сейчас в стране 28 млн автомобилей - в три-четыре раза больше, чем в конце коммунистического периода, в 1991 году.

На взгляд организаций автомобилистов, чем больше машин, тем больше у инспекторов возможностей для вымогательства взяток. Кроме того, коррупция поощряет людей нарушать правила дорожного движения, так как они знают, что могут уйти от наказания, сунув инспектору деньги. (В среднем взятка составляет от 5 до 20 долларов.)

Должностные преступления сотрудников правоохранительных органов оказывают растлевающий эффект в отношениях общественности и властей, поскольку в России, как и в большинстве других стран, блюстители порядка являются одними из самых заметных государственных служащих. Кремль, парламент и Генеральная прокуратура регулярно обещают провести реформы, но даже в правительственных кругах признают, что мало что меняется.

"Правоохранительным органам пора понять, что автомобилисты - это сила, - написал один из обозревателей екатеринбургского выпуска "Российской газеты", официального органа правительства. - Отвергать сотрудничество с этой силой неразумно. Кирилл Форманчук, как мы видим, не собирается капитулировать".

Движение автомобилистов в Екатеринбурге - крупном промышленном центре примерно в 900 милях к востоку от Москвы - еще сравнительно молодо, и Форманчука поддержали лишь немногие официальные лица, занимающие выборные должности. Но об ажиотаже вокруг его дела свидетельствует тот факт, что представители правоохранительных органов организовали пресс-конференцию с целью обосновать правомерность своих действий и обвинить сторонников Форманчука в искусственном нагнетании протестов общественности.

Официальные лица заявили, что ведут расследование истории с Форманчуком, но в то же самое время отрицали какую-либо причастность полиции к случившемуся. По их словам, придя в отделение для регистрации автомобиля, он начал задирать офицеров и был задержан, а в камере затеял драку с другими задержанными, от которых и пострадал.

Они также заявили, что Форманчук уклоняется от призыва на воинскую службу и имеет на своем счету серьезные нарушения правил дорожного движения. "Форманчук провоцирует всех - и органы государственной власти, и простых граждан - и в результате был избит, - сказал высокопоставленный представитель правоохранительных органов Адам Богданович. - По сути, он не является законопослушным гражданином".

На вопрос, не отомстили ли инспекторы Форманчуку, Богданович ответил: "К сожалению, нет".

Затем он скорректировал свое высказывание, заявив, что причин для мщения не было. Хотя Форманчук подавал жалобы на госавтоинспекцию и размещал эти документы в интернете, подобная деятельность не влияет на поведение инспекторов, сказал Богданович.

Форманчук, дававший интервью в больнице, назвал обвинения со стороны инспекторов смехотворными. По его словам, конфликт начался, когда он попытался заснять свой разговор с офицерами на видео при помощи мобильного телефона, - их это взбесило. Он говорит, что не знает имен тех, кто на него напал, но вне зависимости от того, кем они были, простыми людьми или сотрудниками правоохранительных органов в штатском, дежурные офицеры заведомо попустительствовали избиению, не реагируя на его крики о помощи.

Недавний арест был не первым в жизни Форманчука, работавшего в органах городской власти до того, как он полностью отдался деятельности своего общественного движения - Комитета по защите прав автомобилистов. В прошлом году Форманчук привлек к себе внимание в Екатеринбурге, повесив на свой "лендровер" табличку наподобие номерного знака с надписью "Медвед 01".

Дорожные инспекторы задержали его, предъявив претензии из-за этой таблички, однако Форманчук заявил, что она законная, так как он зарегистрировал машину временно и ждал выдачи постоянного свидетельства о регистрации - а также поскольку за ним числилось много нарушений правил. Суд полностью оправдал Форманчука - необычайный вердикт для системы, в которой все выстроено против ответчиков.

"После первых встреч с инспекторами я сам начал изучать законы, читать юридическую литературу и материалы судебных процессов, - рассказывает Форманчук. - И чем больше я сталкивался с инспекторами, тем отчетливее понимал, что знаю больше них. Пусть они меня притесняют - они просто ничего не знают. Я выезжаю на дорогу, они меня останавливают. "Хорошо, - говорю я. - Почему вы меня остановили? Давайте заглянем в закон. Давайте заглянем в правила. Давайте посмотрим, каким инструкциям вы должны следовать. Давайте почитаем их вместе. И вы поймете, что действуете неправильно".

Не все в Екатеринбурге одобряют деятельность Форманчука. Председатель его организации Георгий Бадьин сказал, что одно время некоторые автомобилисты считали Форманчука позером, который, вывесив табличку на машине, сам нарывался на неприятности. Но теперь, поясняет Бадьин, люди взглянули на Форманчука новыми глазами.

"Мало того, что массы автомобилистов поддерживают Кирилла в этой ситуации, - они выступают против произвола дорожной полиции, сознавая, что на месте Кирилла мог оказаться любой из них", - сказал Бадьин.

Так, по-видимому, настроены простые жители Екатеринбурга.

"Спросите любого водителя, и он расскажет вам много историй о злоупотреблениях инспекторов, - говорит Роман Белошейкин, владелец фирмы, которая занимается грузоперевозками. - Им даже не нужен предлог. Они говорят, что проводится специальная акция, и начинают предъявлять претензии. Все просто: они жаждут денег".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru