Tageszeitung | 29 сентября 2004 г.
Ленин на Бренце
Перет Келер
Столпы коммунизма нашли новое пристанище в Швабии
Албания - это уже давно не маяк социализма в Европе. Теперь маяк переместился в Гундельфинген, что на Бренце, притоке Дуная. Здесь, в Швабии, на западе Баварии, нашли себе пристанище столпы коммунизма, поверженные веяниями нового времени. Это многотонные Ленин, Сталин, окутанный легендами председатель Коммунистической партии Германии Эрнст Тельман, бывший лидер чехословацких коммунистов Клемент Готвальд и бывший же президент и премьер-министр ЧССР Антонин Запотоцкий, обосновавшиеся на территории фирмы Kurz - предприятия по обработке природного камня.
В начале 90-х годов тогдашний глава фирмы Йозеф Курц-старший привез из бывшей ГДР и стран замшелого восточного блока представителей несколько иного мировоззрения, вырубленных из песчаника и гранита. Но не потому, что каменные вожди и революционеры были дешевым материалом для надгробий, декоративных фонтанов или тротуарной плитки - профильной продукции предприятия по обработке природного камня. Курц, классовый враг и умудренный годами человек, во время командировки в Моравию, руководствуясь жизненным опытом, к которому прибавилось чувство гордости, свойственное всем победителям, оценил культурно-историческую роль столпов и за несколько последующих лет смеха ради перевез десяток этих гигантов, символов только что сгинувшей новейшей истории, в свой городок, насчитывающий восемь тысяч душ.
Глава фирмы с удовольствием приобрел бы и других твердокаменных мыслителей и диктаторов - фигуры Тито и Чаушеску для него так же желанны, как Маркс и Энгельс. Получился бы скульптурный парк, учебная тропа истории. Но не всем планам суждено осуществиться. От 1200-тонного Ленина из Киева, которого ему предлагали в подарок, пришлось отказаться из-за миллионных транспортных расходов, ничего не вышло и с монументом Карла Маркса из его родного Хемница.
В субсидии, запрошенной у министерства по делам образования и религии Баварии для создания музея мирового значения, тоже было отказано, поскольку галерея большевиков не вписывается в туристический имидж 1250-летнего города, который гордится своей ратушей, больничной церковью и городской площадью. Затем также пришлось расстаться с проектом создания дома для марксистско-лениниских беженцев в одном из карьеров Верхнего Пфальца, поддержанного государственными предприятиями Баварии, потому что эти предприятия приватизировали - это вам не при коммунистах.
В середине 90-х годов черту под этим делом подвела смерть старшего Курца. Его наследники, коммерческий директор Герд Курц и Йозеф Курц-младший довольны и тем, что Дом истории в Бонне, где сейчас проходит выставка "Картины и власть в ХХ веке", берет у них в аренду того или иного Сталина.
Собственный же проект музея рассыпался в прах, и Ленин со товарищи по-прежнему соседствует с декоративными камнями и малыми архитектурными формами. Но тот, кто едет по автобану Штутгарт-Мюнхен или Гамбург-Линдау или по велосипедной дорожке вдоль Дуная, которая соединяет Шварцвальд и озеро Нейзидлер, где когда-то восточный блок показывал Западу свои зубы, в любое время может остановиться и зайти во двор завода по обработке природного камня фирмы Kurz.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях