The Washington Post | 29 сентября 2004 г.
Большой красный "Феррари" побеждает в стране маленьких красных книжек
Эдвард Коди
Если еще и оставались некоторые сомнения, целиком ли Китай отбросил социалистическую идею о всеобщем экономическом равенстве, то в минувшее воскресенье, когда пилот Формулы-1 Рубенс Баррикелло на сверкающем красном "Феррари" победоносно пронесся мимо пестрого флага под овации тысяч болельщиков во время проведения ежегодного ралли на китайский Гран-при, эти сомнения окончательно рассеялись.
Гонки Формулы-1 - рискованные соревнования, в которых участвуют капиталистические страны, демонстрируя свои автомобили по цене в "полмиллиона долларов". Гонки имеют многомиллиардный годовой оборот, цены на зрительские билеты составляют не менее 400 долларов. По сути, эти гонки являются антитезой аскетизма коммунистического образа жизни, который Китай насаждал с своей стране и широко пропагандировал за рубежом. Теперь, спустя более двух десятилетий экономических реформ и стремительного роста благосостояния, богатые китайцы придерживаются философии потребления, стараются выдерживать определенный материальный стандарт и потворствуют стремлению к роскоши.
"Я считаю, что Пекин и Шанхай должны сконцентрироваться на таких дорогих и роскошных вещах, как эта машина", - говорит 40-летний Джекки Чжан, руководитель финансового управления шанхайской фирмы, выпускающей печатное оборудование. Он тоже с восторгом наблюдал гонки дорогих автомобилей, развивающих скорость до 200 миль в час. "Это значит, что у нас достаточно денег, чтобы проводить такого рода соревнования".
Гонки Формулы-1 - далеко не единственный показатель кардинальных перемен в стране. Богатый китаец, родителям которого внушали, что показная роскошь является политическим преступлением, теперь надевает шикарный костюм Ferragamo и темные очки от Gucci, чтобы отправиться на банкет по случаю гонок в фешенебельный ресторан Jean-Georges, расположенный в крупном торговом центре под названием "Трое на насыпи", несколькими этажами выше секции одежды от Armani.
Это один из самых престижных ресторанов Шанхая. Рядом с торговым центром, в котором два вечера подряд проводился банкет, находится небольшое кирпичное здание, в котором Коммунистическая партия Китая провела свой первый съезд в 1921 году. Теперь в нем прочно обосновалась фирма Amarone, которая арендует здание за 260 долларов в месяц.
Офис недавно открытого представительства фирмы Ferrari плотно заставлен рабочими столами. Глава представительства говорит, что уже до конца этого года будут проданы 50 автомобилей "Феррари" по цене 150 тыс. долларов. Представительство BMW вычислило, что Китай уже является самым крупным покупателем в мире его первоклассной марки 760Li V12. Фирма Cadillac недавно объявила, что, ее автомобили тоже пользуются большим спросом на китайском рынке.
В случае, если владельцы новых автомобилей намерены перевозить большой багаж, они могут обратиться в представительство Louis Vuitton, которое удачно использовала неделю проведения гонок Формулы-1, чтобы отпраздновать расширение своего автосалона, который теперь занимает площадь в 9700 квадратных футов и является одним из 11 самых крупных автосалонов в Китае.
"Китай - огромная страна, и у нас есть множество способов здесь разбогатеть", - говорит Роуз Тан, редактор журнала Autostyle, одного из немногих китайских журналов для женщин-автолюбительниц.
Тан не видит почвы для конфликта между гонками Формулы-1 и вкусами богатых мужчин, играющих в дорогие игрушки, и идеологией Китая, официально продолжающей оставаться коммунистической. "Поскольку это международные соревнования, Китай как крупная страна должен принимать в них участие", - говорит она.
По мнению Тан и многих других китайцев, единственный диссонанс на проводившихся в воскресенье гонках заключается в том, что в Формуле-1 не принимали участия китайские пилоты и не была представлена китайская команда. Но бизнесмены Шанхая уже начали работать над решением этого вопроса.
Гонки в минувшее воскресенье, проводившиеся в ясный погожий день и собравшие более 150 тыс. зрителей, были последней, и возможно, самой амбициозной демонстрацией этики новых китайцев, которая скорее имеет корни на Уолл-стрит, чем на площади Тяньаньмынь. Фактически, гонки Формулы-1 были организованы в Шанхае правительственной холдинговой компанией, возглавляемой функционерами КПК, которым поручено поднять автомобильную промышленность Китая и экономику Шанхая и вывести их на мировой уровень.
"Я - член Коммунистической партии, и выполнение поручения партии для меня всегда является задачей номер один", - говорит Ю Чжифэй, вице-президент организации "Международные автогонки Шанхая", ответственный за воскресное мероприятие. В своем интервью Ю отметил, что организация гонок Формулы-1 в Шанхае была его официальной обязанностью, а вовсе не страстью, и добавил: "Лично я люблю музыку и литературу".
Ю отверг утверждение, что Формула-1 несовместима с официальной идеологией Китая, даже при том, что Китай номинально является коммунистической страной, где средний годовой доход на душу населения лишь недавно превысил 1 тыс. долларов. Подчеркнуто одетый в дорогие джинсы и модную замшевую куртку, он дал интервью в районе легендарной насыпи у реки Хуанпу, где в начале ХХ века был построен знаменитый центр европейской торговли Шанхая. Давая оценку гонкам Формулы-1, 52-летний Ю назвал их "здоровым и положительным мероприятием".
"Такие гонки выгодны как для народного хозяйства, так и для туристического бизнеса", - добавил он. Он вспомнил годы молодости и крайнюю нищету деревни, в которую партия направила его во время Культурной революции начала 70-х годов, чтобы перенимать опыт у крестьян. "По-настоящему хорошей является вещь только очень высокого качества. Простые люди часто думают, что хорошие вещи им недоступны именно потому, что их качество слишком высоко".
Дин Вэй, недавний выпускник пекинской средней школы, жаловался в китайской молодежной газете на высокую цену билетов. Он сетовал на то, что очень хотел посмотреть гонки в воскресенье, но, прикинув стоимость билетов с учетом расходов на дорогу до Шанхая, он понял, что это ему не по средствам. "Для меня это слишком дорого, - написал он. - Я скопил целых 5 тыс. юаней (650 долларов), но даже такой суммы оказалось недостаточно".
Дни, когда китайцы покорно ездили на велосипедах на свою низкооплачиваемую работу, носили одинаковые френчи, как у Мао, и зубрили его цитаты о самопожертвовании из небольшой красной книжки, давно ушли в прошлое. В 1980-е годы начались экономические реформы престарелого Дэн Сяопина, который говорил, что "быть богатым - замечательно".
Но и сейчас большинство населения Китая, которое составляет 1,3 млрд человек, продолжает жить в мире, весьма далеком от Формулы-1. Более половины жителей Китая не покинули деревню. Премьер-министр Вэнь Цзябао неоднократно говорил о том, что правительство должно прилагать еще больше усилий, чтобы сократить огромную дистанцию между "новыми китайцами" и теми, кто остался позади в экономической гонке - прежде всего, крестьянами и рабочими нерентабельных государственных предприятий.
По вопросу о том, насколько правительство должно уделять внимание этой проблеме, возникали большие разногласия между Вэнем и нынешним президентом Ху Цзиньтао, с одной стороны, и бывшим президентом Цзян Цзэминем - с другой. Но приветственные крики зрителей и рев дорогих автомобилей, а также огромные расходы на проведение воскресных гонок, похоже, выходят за рамки этой проблемы.
"Вы только посмотрите вокруг, - говорит 18-летний Аль Фаяо, студент химического факультета Шанхайского университета, которому отец дал деньги, чтобы осуществить его мечту увидеть Формулу-1. - Здесь так много людей! Китайцы очень любят такие соревнования. Да, это очень дорого, но такое зрелище стоит больших денег".
Организация Ю широко рекламировала гонки в течение многих месяцев, в частности, с целью увеличить спрос населения на новые автомобили. В прошлом году в Китае было продано 1,8 млн автомобилей. По планам Ю, через 10 лет эта цифра должна возрасти до 5,6 млн. При поддержке организации Ю, газеты печатали специальные разделы, чтобы привлечь как можно больше болельщиков. Вдоль городских магистралей были установлены многочисленные рекламные щиты. Каналы государственного телевидения подготовили серию специальных программ и брали интервью у пилотов.
Как планы Пекина принять гостей Олимпийских игр в 2008 году, так и проведение в Шанхае гонок Формулы-1 - первых из предусмотренных шестилетнем контрактом, наглядно отражают желание многих китайцев добиться международного признания Китая современной страной. Присутствие на трибунах большого количества иностранцев тоже свидетельствует о том, что эпоха идеологического экстремизма и изоляции Китая ушла в прошлое.
Михаэль Шумахер, знаменитый водитель "Феррари", который выиграл чемпионат этого года, сказал в своем интервью китайским журналистам, что главное обаяние гонок заключается в ощущении индивидуальной свободы, которую дает человеку автомобиль.
Вероятно, Шумахер не хотел делать политических заявлений и сместил акцент в сторону эмоций. Но фактически, несмотря на либерализацию экономики, которая создала новый класс зажиточных китайцев, правительство продолжает придерживаться строгих методов руководства политической жизнью страны, ограничивая свободу слова и стараясь пресечь любые попытки разрушить монополию Коммунистической партии Китая на власть в этой стране.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях