The Washington Times | 29 сентября 2005 г.
Политические препятствия блокируют возвращение американского астронавта на Землю
Филипп Коэн
Астронавт Билл Макартур, конечно, задумывается об обратном билете из космоса, однако, готовясь к миссии на Международной космической станции, он не тревожится.
"Я твердо уверен, что, когда я окажусь на орбите, НАСА вернет меня назад, как только мне это потребуется", - заявил он.
В субботу должен стартовать российский "Союз" с полковником Макартуром, российским космонавтом Валерием Токаревым и космическим туристом Грегом Олсеном на борту.
Олсен проведет в космосе около недели и возвратится на Землю с нынешним экипажем космической станции, который включает россиянина Сергея Крикалева и американца Джона Филлипса. Полковник Макартур и Валерий Токарев останутся в космосе до апреля.
Вот тут и начнутся проблемы. Дело в том, что из-за политических трений и незавершенности международных переговоров у США не забронировано место на том "Союзе", который вернет на Землю Токарева. Миссия по доставке Макартура на МКС и возвращению Филлипса на Землю - последняя в рамках российских обязательств по транспортировке американских астронавтов.
По соглашению о Международной космической станции Россия несет ответственность за жилые отсеки, оборудование, генерирующее кислород, контроль за влажностью и содержанием углекислого газа, часть коммуникаций и двигатели.
США следят за чрезвычайными запасами кислорода, обслуживают гигантские солнечные батареи, большую лабораторию, систему вывода углекислого газа, широкополосные коммуникации и отвечают за вывоз грузов на шаттлах.
Грузы на станцию, включая воду и продовольствие, доставляют обе стороны.
По договоренности с США Россия обязалась совершить 11 запусков "Союзов" с тремя пассажирами на борту, и каждый экипаж мог оставаться в космосе до 6 месяцев.
В отсутствие шаттла "Союз" является единственной спасательной лодкой для экипажа космической станции. На станции за Россией и США закреплен определенный процент пространства для экспериментов и других ресурсов, которые можно обменять.
Предполагалось, что после запуска последнего, одиннадцатого "Союза", Россия продолжит использовать "Союзы", а у НАСА появится собственная спасательная шлюпка, благодаря чему численность экипажа можно будет увеличить и проводить больше научных экспериментов.
Уже 31 октября 2000 года, когда был запущен первый "Союз", все понимали, что российские обязательства заканчиваются после возвращения на Землю Филлипса. А США не утвердили применения американского космического транспорта для возвращения на Землю из-за недостаточного финансировании, так как средства требовались на поддержание космической станции.
Американское космическое агентство надеялось закупить у России дополнительное оборудование и услуги, но в соответствии с "Актом о борьбе с распространением в Иран технологий" 2000 года НАСА не имеет права закупать у России космическое оборудование и услуги до тех пор, пока президент не постановит, что Россия не продает ядерные технологии Ирану.
Хорошая новость для полковника Макартура и НАСА заключается в том, что ожидаются подвижки в конгрессе США. 15 сентября председатель Комитета сената по международным отношениям Ричард Лугар представил законопроект временного послабления вышеупомянутого акта. Если палата представителей одобрит этот законопроект, у НАСА появится возможность закупить дополнительные места на "Союзах".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях