The Guardian | 29 сентября 2006 г.
Они плачут, молятся Бушу и смывают дьявола - добро пожаловать в лагерь Иисуса
Дэн Глайстер
Документальный фильм о детских лагерях христиан-евангелистов вызвал бурю с США
Дети в летнем лагере "Дети в огне" сосредоточенны, когда они молятся картонному силуэту президента Джорджа Буша. Они воздевают руки в воздух и раскачиваются с закрытыми глазами, присоединяясь к пению псалма о "праведных судьях". По их лицам текут слезы, когда им говорят, что они "обманщики" и "лицемеры"; они должны мыть руки водой из бутылки, чтобы изгнать дьявола.
Документальный фильм следит за жизнью трех детей в летнем лагере пятидесятников "Дети в огне" в городке Девилз Лейк, Северная Дакота.
10-летняя Тори объясняет перед камерой, почему она любит "христианский рок-н-ролл heavy metal", а не Бритни Спирс. "Когда я танцую, - говорит она, прыгая по своей спальне, - я должна быть уверена, что это Бог. Люди заметят, если я просто танцую для плоти".
Снимавшийся больше года двумя документалистами из Нью-Йорка, фильм произвел фурор с первого показа на Среднем Западе две недели назад, восстановив евангелистов против неверующих и отделив пятидесятников от непятидесятников.
Слишком страшно
После сообщения в теленовостях, что фильм стал хитом на YouTube.com, он привлек внимание СМИ всей страны, и сегодня начинается его показ в Лос-Анджелесе.
Некоторые критики говорят, что нередко безвкусный подход основательницы лагеря, пастора Бекки Фишер, когда она готовит детей к "войне", слишком "страшен". Другие обвиняют документалистов в искажении замысла Фишер.
"Лагерь Иисуса" - это "саркастический фильм, который изображает евангелистов, фундаменталистов, вдохновенных и политически озабоченных христиан как очень настойчивых, воинственных и опасных", - написал один из критиков на христианском сайте MovieGuide.org.
В одном из эпизодов Фишер ставит знак равенства между подготовкой, которую дает детям она, и обучением террористов на Ближнем Востоке. "Я хочу видеть молодежь, преданную делу Иисуса Христа, как молодежь преданна делу ислама, - говорит она в камеру. - Я хочу видеть радикалов, отдающих жизнь за Евангелие, как они делают в Пакистане, в Израиле, в Палестине".
Эти высказывания привлекли внимание солиста группы Talking Heads Дэвида Бирна, который увидел фильм в июне на фестивале в Вашингтоне. "Я все время говорил себе: нормально, это христианская версия медресе, - написал он в своем блоге. - Так что обе стороны отвратительны в равной мере".
Фильм привлек еще больше внимания, когда Майкл Мур, вопреки желанию распространителей, показал его на своем фестивале Traverse City. Один из зрителей, посмотрев его там, сказал: "Люди в фильме такие странные и в то же время такие искренние, как Лесли Нильсен в "Аэроплане"". Фильм получил на фестивале приз "Самая страшная картина".
"Крайние либералы, которые смотрят на это, должны трястись от злости, - говорит Фишер в одном из эпизодов фильма. Она продолжает, обращаясь к детям, преимущественно возраста 7-12 лет: - Это старый, больной мир. Дети, вы должны изменить его. Это значит война. Вы ее участники?"
Не стыдно
Несмотря на ее порой нелицеприятное изображение в "Лагере Иисуса", она помогла документалистам Хайди Эвинг и Рэйчел Грейди рекламировать фильм. "Они хотят рассказать историю, и они почувствовали, что она сопрягается с какими-то политическими моментами, - заявила она газете Los Angeles Times. - Они хотят показать самые драматичные, экзотические, экстремальные вещи, которые нашли в моем приходе, и я не стыжусь этих вещей, но вне контекста действительно трудно защитить то, что вы видите на экране".
Создатели фильма говорят, что решили исследовать две культуры в современной Америке. "Очевидно, что есть две параллельных Америки, - говорят они на сайте, посвященном картине. - Одна из них - это консервативная контркультура, объединяющая десятки миллионов евангелистов, которые чувствуют себя участниками культурной войны с тем, что они считают безнравственностью и безбожным либерализмом". Но они отрицают, что умышленно изменяют трактовку сюжетов или даже принимают одну из сторон в дебатах.
"Мы сознательно сделали фильм, лишенный точки зрения, - заявила Рэйчел Грейди. - Да, мы ожидали разноречивых реакций, но это просто чудо, насколько сильны эти различия. Одна сторона смотрит фильм и хочет отправить своих детей в этот лагерь; на другой стороне есть люди, порывающиеся вызвать полицию".
Но реакция некоторых евангелических организаций уже повредила фильму, прокат которого начался две недели назад в нескольких штатах Среднего Запада. Преподобный Тед Хаггард, который возглавляет Национальную ассоциацию евангелистов, объединяющую 30 млн человек, и сам появляется в фильме, призвал своих последователей бойкотировать фильм. Кассовые сборы на Среднем Западе не оправдали ожидания распространителя.
Хаггард заявил, что некоторые взгляды пастора Фишер представлены слишком буквально. "Меня беспокоит то, что крайне левые используют фильм, чтобы навязывать самые негативные из своих стереотипов о христианах", - заявил он изданию Christianity Today. "Разговоры о войне", добавил он, следует понимать как аллегорию. "Это не означает, что мы собираемся установить теократию и заставлять людей подчиняться тому, что считается божественным законом".
Очень разочарована
Грейди заявила, что ее разочаровала его реакция. "Мы разочарованы тем, что человек с таким влиянием не принял фильм. Я думаю, ему не нравится, как он выглядит в фильме".
Хаггард, однако, выразил словами один из ключевых пунктов создателей фильма: когда евангелисты голосуют, они могут определить исход выборов.
"Я, правда, не знала, насколько политика переплетена с теологией, - заявила Грейди. - Нас удивило, насколько они в действительности совпадают". До выборов в американский конгресс остался всего месяц, и она добавила: "Это разыгрывается у нас на глазах. За множество мест идет борьба. Они голосуют. Они знают людей, у которых такие же взгляды, как и у них".
Справка. Бекки Фишер
Пастор Бекки Фишер, похоже, наслаждается моментом славы. "Я получила тысячи посещений моего сайта, - заявила она Los Angeles Times. - Я надеваю темные очки в аэропортах. Это действительно заставляет меня нервничать".
По информации с сайта, Фишер 23 года занималась бизнесом, прежде чем посвятить все свое время пасторству. На протяжении 10 лет она управляла двумя семейными предприятиями - мотелем и FM-радиостанцией, затем стала хозяйкой магазина заказов и детским пастором в своей местной церкви в Бисмарке, Северная Дакота.
Ее организация Kids Ministry International заявляет на своем сайте: "Мы считаем, что детство - это время, которое Бог дал людям, чтобы принять Евангелие". На фоне всех споров, порожденных фильмом, Фишер защитила себя. "Простите, - говорит она в фильме, - но мы обладаем истиной".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях