The Washington Post | 29 сентября 2006 г.
Пожимать ли сильную руку
Редакция
Некогда президент Буш включил авторитарного президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в повестку дня своей программы содействия свободе. Он призвал правителя богатой энергией центральноазиатской страны дать больше свободы политическим партиям и СМИ и провести справедливые выборы президента. Эти усилия полностью провалились: на выборах в декабре прошлого года, подвергшихся осуждению международных наблюдателей, Назарбаев получил 91% голосов. Через два месяца представители государственных сил безопасности зверски убили ведущего оппонента. В июле Назарбаев проигнорировал западные возражения и одобрил закон, ужесточающий и без того жесткий контроль над СМИ.
Сегодня Буш принимает Назарбаева в Белом доме после особой демонстрации семейной дружбы: казахский лидер был гостем отца президента в имении Бушей в штате Мэн. Короче говоря, Назарбаев не столкнулся ни с какими последствиями за свой отказ от демократической программы. Вместо этого его чествуют как ценного союзника, потому что его правительство поддерживает американские военные операции в Афганистане и в Ираке и потому что недавно Казахстан согласился перекачивать часть своих быстро растущих нефтяных поставок по нефтепроводу на Запад, проект которого поддерживают США. Белый дом проигнорировал даже тот факт, что американские федеральные прокуроры обвинили Назарбаева в получении получил взяток на 78 млн долларов - что составляет лишь небольшую часть состояния, нажитого его семьей.
Буш за последние несколько лет произнес бесчисленное количество речей, в которых признал, как он сам заявил, ошибочность своей поддержки коррумпированных авторитарных режимов на Ближнем Востоке в обмен на экономическое сотрудничество и сотрудничество в сфере безопасности и иллюзорную "стабильность". Однако именно это сейчас он делает в отношении Казахстана - а также Азербайджана, Пакистана, Ливии и Египта, не говоря уж о других мусульманских странах. Вероятно, единственное отличие заключается в том, что в прошлом США редко пытались убедить правительства сделать режим более либеральным, но Назарбаева, а также азербайджанского лидера Ильхама Алиева и египетского Хосни Мубарака Буш просил о переменах. Получив их отказ, администрация Буша, по сути, умыла руки. Она не внесла существенных изменений в экономическую помощь, военное сотрудничество или какой-либо другой аспект отношений.
Чиновники администрации оправдывают политику в отношении Казахстана теми аргументами, которые знакомы нам с эры холодной войны: лучше поддерживать отношения с лидером сильной руки, чем избегать его; что Россия и Китай, которые конкурируют с США за политическое влияние и энергетические ресурсы в Центральной Азии, рады заключить Назарбаева в свои объятия. Подобные аргументы лишь толкают США к проигрышной геополитической стратегии, так как лидеры, проводящие жесткую внутреннюю политику, с большей вероятностью объединятся с Россией и Китаем, чем с США. Эти аргументы также игнорируют собственные стратегические интересы Казахстана по диверсификации поставок энергии потребителям и партнерству с единственной сверхдержавой мира.
По сути, история отношений США с мусульманскими странами во время холодной войны - такими, как Иран и Ирак - наглядно демонстрирует недальновидность дружбы с правителями, подобными Назарбаеву. По крайней мере, именно об этом Буш говорит в своих речах.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях