The Washington Post | 30 апреля 2003 г.
Армия захватила документы об иракских секретных заключенных
Скотт Вилсон
Багдад, 29 апреля. При поддержке танков американские войска отбили миллионы папок с документами иракской разведки у группы граждан, занимающейся поисками тех, кто исчез в секретных тюрьмах свергнутого президента Саддама Хусейна.
По словам американских офицеров, операция проводилась для того, чтобы защитить документы от бывших правительственных чиновников, которые могут быть заинтересованы в уничтожении улик. Документы будут переведены с арабского и изучены, а затем возвращены временному иракскому правительству. Как только оно начнет работать, добавили офицеры.
Но то, что американцы забрали последние из 4,2 млн документов, собранных после падения Багдада 9 апреля, рассердило многих членов Комитета по освобождению иракских заключенных, а также иракцев, которые ежедневно приходят в небольшой дворик, где читают списки узников. В толпе, которая ринулась посмотреть документы до того, как их увезут, раздавались гневные выкрики и рыдания.
Захваченные сегодня папки в основном похищены мародерами из домов высокопоставленных функционеров правящей партии Баас, собраны местными жителями и переданы американским военным и иракским общественникам, которые помогают в поисках легионов людей, пропавших без вести. Это часть архивов правительства, одержимого подозрительностью и, как следствие, скрупулезным ведением записей.
Американские военные пытаются по возможности свести воедино эти документы, собирая их в местных военных учреждениях, для последующего перевода и анализа в американской разведке. Собранные воедино, документы, захваченные в комитете, и миллионы других, с начала войны утекавших из служб безопасности Хусейна, могут стать документированным свидетельством преступлений, совершенных партией Баас за последние четыре десятилетия, и надеждой Ирака получить точный отчет о собственном прошлом.
Хотя члены комитета, которые много лет мечтали увидеть эти архивы, должны получить ограниченный доступ к материалам, они говорят, что американцы мешают им искать правду. "Для нас они священны, - сказал отвечающий за архивы член комитета Адель Хади Мархун, наблюдая за тем, как папки увозят. - Мы их нашли. Мы требуем, чтобы нам предоставили право их хранить".
Этот спор характерен для все более напряженных отношений между оккупантами и оккупированными в контексте войны, которой многие иракцы радовались как окончанию 30-летнего правления Хусейна. Интересы американской разведки и надежда иракцев на полное знание столкнулись не только в связи с архивами, но и в связи с доступом к бывшим символам государственного террора.
Разногласия по поводу того, кому принадлежит иракская история, усложняют ситуацию в момент, когда американцы пытаются объединить религиозные и этнические группы вокруг временного правительства. Вопрос в том, как иракцы (или кто-то еще) могут наказать тех, кто несет ответственность за годы притеснений, осуществлявшихся под государственным контролем, и кому будет позволено предать эти преступления гласности.
Иракцев беспокоит то, что, захватив документы и не допуская их на многие объекты, которые использовались спецслужбами Хусейна, американцы лишают их возможности подготовить уголовные дела против бывших баасистов и в будущем судить их в Ираке. Непосредственно сейчас многие иракцы хотят знать имена осведомителей, которые названы в документах. Хотя очищение представляется необходимым, это их желание пугает.
Но, поскольку многие появляющиеся улики оказываются в руках американцев, многие иракцы опасаются, что США намерены готовить дело против Хусейна и его приближенных для международного суда по военным преступлениям.
Волнующая сцена разыгралась сегодня в Комитете по освобождению иракских заключенных, который расположился в роскошном доме с видом на Тигр, когда-то принадлежавшем главе Республиканской гвардии Хусейна. Американские солдаты увезли последние папки, многие из которых до сих пор находятся в запертых металлических ящиках, где хранились десятилетиями, в комплекс зданий иракской разведки, который сегодня является базой американских войск.
"Угроза была реальной, и теперь я хочу, чтобы все знали: документы в руках американских войск", - заявил подполковник Джей Сандерсон, командир 269-й рабочей группы 3-й пехотной дивизии, назвавший документы "собственностью коалиции". "Все, что находится здесь, мы в конце концов вернем иракскому народу".
Когда в последние дни войны американские войска стягивались к Багдаду, местные жители ринулись в брошенную штаб-квартиру 5-го управления, входящего в правительственную службу безопасности, в районе Кадхимийя, где живут представители среднего класса. По словам членов комитета, они освободили сотни заключенных, среди которых были и женщины, остриженные наголо.
Американские войска взяли здание под охрану как только вошли в Кадхимийю и не дают иракцам продолжать поиски узников, которые, как утверждают местные жители, там еще есть. Это место оказывало сильное воздействие на тех, кто живет неподалеку, и то, что Сандерсон называет "городскими легендами", они считают фактом.
Пожилая женщина, которая после того, как исчез ее сын, бросала хлеб в вентиляционные трубы рядом с комплексом, рассказала американцам, что много лет слышала стоны, доносящиеся из этих труб. Рыбак сообщил американцам, что видел в Тигре подводное окно, в которое смотрели заключенные. Сандерсон, который не забывает об общественном мнении, посылал проверять эту информацию инженеров, водопроводчиков и даже батискаф ВМФ. Но никто ничего не нашел.
"Мы уверены, что нашли бы заключенных под землей, - сказал Фирас Хашим, учитель из Хавзы, находящейся в Неджефе семинарии, которая со своей многовековой историей олицетворяет для иракских шиитов высшую религиозную власть. - Мы здесь живем. Мы знаем тех, кто там работал".
В дни, предшествовавшие падению Багдада, иракские функционеры, перед тем как сбежать, вынесли документы из зданий госбезопасности и спрятали в частных домах. Вскоре после прихода американцев эти папки, в которых содержится богатая разведывательная и историческая информация, начали находить, и Сандерсону пришлось посылать грузовики, чтобы забрать их из "десятков домов".
Услышав о том, что документы попали и в Комитет по освобождению иракских заключенных, он в субботу пришел туда и заявил, что папки принадлежат ему. Вывоз начался ночью, и, по словам Сандерсона, процесс был активизирован из-за получения разведывательной информации о том, что бывшие члены партии Баас могут напасть на почти неохраняемые здания.
Перевоз закончился сегодня, когда на многолюдной улице уже стоял танк "Абрамс". Сандерсон заявил, что в 5 процентах документов, просмотренных к настоящему моменту, содержится полезная разведывательная информация. По его словам, основная часть документов касается попыток Хусейна установить слежку за членами собственной партии.
В каждой папке находятся маленькие черно-белые фотографии: студент с усиками, которого в 1963 году считали коммунистом, вызывающий подозрения в 1968 году армейский лейтенант. Вероятно, дети заключенных воспользуются документами, чтобы вернуть себе имущество, утраченное в результате исчезновения родителей.
Достигнуто соглашение, по которому двадцати членам комитета разрешат работать с документами и делать копии. Сандерсон купил им ксерокс, хотя электричества в здании еще нет, и будет платить каждому 3 долл. в день за систематизацию материала, который находится в ящиках, громоздящихся сегодня в нескольких комнатах.
Но члены комитета, многие из которых надеются узнать из документов что-нибудь о близких, опасаются за свою безопасность в этом здании.
Сегодня 19 бывших иракских полицейских приняли присягу как представители создающейся новой местной полиции. Они прошли двухдневный курс подготовки, в ходе которого им дали представление об американском Билле о правах, "Армейской системе ценностей" и этических правилах для разных ситуаций. Их главной задачей будет охрана перекрестков и мостов, что освободит американских солдат, которые смогут заняться другими делами, связанными с безопасностью. У них тоже будет доступ к документам, и это пугает членов комитета, которых беспокоит прошлое этих людей.
"Мне пришлось быть дипломатичным и настойчивым с обеими сторонами, - сказал Сандерсон. - Но я пытался довести до них одну мысль: когда-нибудь вам все равно придется начать доверять друг другу".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях