The Moscow Times | 30 апреля 2004 г.
Путин играет роль доброго царя
Редакция
В понедельник президент Путин отослал в Государственную думу свои поправки к законопроекту, который серьезно ограничит места проведения акций протеста.
В той форме, в которой законопроект был принят в первом чтении 31 марта, он должен был запретить демонстрации около правительственных зданий, офисов международных организаций, посольств, судов, тюрем, больниц, школ, церквей, концертных залов, театров и стадионов.
Этот законопроект, поддержанный исключительно "Единой Россией", спровоцировал немедленное возмущение со стороны всех остальных, и в течение двух дней единороссы были вынуждены отступить.
Поправки Путина разрешат демонстрации около правительственных зданий и во многих других местах, упоминаемых в законопроекте. Между тем под охраной от раздраженных граждан останутся его резиденции, суды, тюрьмы, железные дороги, нефтепроводы и места, представляющие угрозу для окружающей среды.
Путин также отменил положение Думы о том, что мероприятия, вызывающие подозрения, что они будут нарушать "моральные нормы", могут быть запрещены: его альтернативное предложение потребует от бюрократов формулировать свои беспокойства "в письменной форме" и направлять такой документ организаторам. Заметьте, против самого духа предложенного закона Путин не возражает, он предлагает лишь пересмотреть закон, но отнюдь не выбросить его в мусорную корзину.
Действительно, зная о подавляющем большинстве "Единой России" в Думе и подконтрольности всей политической системы Кремлю, сложно поверить в то, что законопроект не получил кивка со стороны Путина до того, как был вынесен на голосование в марте.
Таким образом, вся эта месячная сага попахивает устроенным государством пиаровским ходом, который дает Путину возможность выставить себя этаким просвещенным царем, единственным человеком, способным сдержать авторитарные, отсталые и "неконституционные" силы в этой стране.
Укрепляя вековой миф о добром царе и плохих боярах, делается акцент на личном аспекте: будто бы Путин самолично решил взять ручку и переписать закон - так силен был его гнев по поводу незаконности некоторых его пунктов.
Это слишком сильно напоминает ситуацию с законопроектом о продлении президентского срока до 7 лет в феврале в Думе, развернутую с тем, чтобы Путин мог устроить публичное шоу, отвергнуть его и встать на защиту конституции в преддверии президентских выборов.
Но ради кого организованы эти старательные песни и пляски? Ради внутреннего потребителя, ради 30% населения, которые, по оценке Михаила Ходорковского, более либеральны, чем Путин? Или ради иностранного потребителя? Ведь Путин однозначно озабочен своим имиджем как авторитарного лидера на Западе. Или это просто тактические соображения? Довести людей до шокового состояния первым ужасным черновиком, чтобы финальная версия показалась умеренной и критика звучала не так громко.
Вероятно, все это имеет место.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях