Frankfurter Allgemeine | 30 августа 2004 г.
С ненавистью к Кремлю
Маркус Венер
Самолет, в котором летела Аманта Нагаева, взлетел с опозданием на три четверти часа. Но ей не пришлось больше долго ждать. Спустя двадцать минут надпись "Пристегнуть ремни" погасла, и молодая женщина направилась в туалет. Там она привела в действие взрывчатку. В 22:56 самолет разрушился в воздухе. Чеченка унесла с собой жизни 43 человек.
Спустя всего лишь три минуты вторая чеченка на втором самолете тоже выполнила свою смертельную миссию. Вместе с ней погибли 45 человек, летевшие в Сочи, чтобы насладиться солнцем, пляжем и ночной жизнью.
Ни один русский не должен чувствовать себя в безопасности.
Как уже часто было в прошлом, сотни россиян теперь оплакивают своих родственников. Камикадзе - самое эффективное оружие сепаратистов. Они несут террор на военные базы, автобусные остановки и поезда на Северном Кавказе, на рок-фестивали и в метро - в Москве. А теперь они даже взрывают самолеты.
Почти все камикадзе - женщины. Что заставляет их убивать невинных? Версия, которую распространяют российские спецслужбы, звучит так: террористок похищают, оказывают на них давление, накачивают наркотиками и исламской идеологией, пока они не превратятся в безвольное оружие в руках террористов.
Другая версия: эти женщины потеряли своих мужей, братьев и сыновей в войне и "зачистках", они в отчаянии, жаждут мести и добровольно идут на смерть, полагая, что на небе воссоединятся со своими любимыми. У Аманты Нагаевой тоже был такой мотив. Три года назад русские увели одного из ее четырех братьев. Он так и не вернулся.
Президент Путин под давлением
В преддверии выборов президент Путин, ФСБ и армия находились под давлением. Им не удается предотвратить теракты и гарантировать безопасность граждан. Россия - это единственная страна, в которой после 11 сентября удался теракт в воздухе, критикует власти российская пресса. Однако двойной подрыв самолетов - это лишь последний "успех" сепаратистов. Неделю назад 300 боевиков захватили два района Грозного. Телевидение замалчивало это происшествие, в результате которого погибли 80, а быть может и больше, человек. Месяц назад боевики устроили кровавую бойню в соседней Ингушетии - 90 убитых.
Серьезным кандидатам пришлось снять кандидатуры
С тех пор как 9 мая был убит Ахмад Кадыров, Кремль находится в обороне. Путин лично выбрал Кадырова своим человеком в республике. Чтобы он смог стать президентом, в октябре прошлого года Кремль вынудил всех серьезных кандидатов снять свои кандидатуры. Путин не хотел рисковать. Сделав бывшего муфтия главой Чечни, он хотел показать исламскому миру, что его война на Кавказе - это не крестовый поход против ислама.
Кремль не смог заполнить вакуум власти, возникший после смерти Кадырова. Теперь возник культ Кадырова. На прошлой неделе Путин на два часа прилетал в Чечню, чтобы в день рождения покойного возложить ему на могилу красные гвоздики. В Грозном улицу Ленина переименовал в улицу Кадырова, в Гудермесе открыли его музей. Родители, дети которых родились в день рождения покойного, получили по 170 долларов. А если новорожденного называли Ахмадом, то сумма удваивалась.
"Путин уже выбрал за нас"
Теперь опасную работу будет выполнять 47-летний Алханов. Делая карьеру на милицейском поприще, он никогда не был заодно с повстанцами и уже в начале 1990-х состоял в оппозиции Джохару Дудаеву. По чеченскому телевидению кандидат Кремля получает большую часть эфирного времени, его плакаты висят по всему Грозному. Кремль дает прямые указания предвыборному штабу Алханова.
Перспективные кандидаты, такие как "лотерейный король" Малик Сайдулаев, не были допущены до выборов. Остальные - лишь статисты. Официально зарегистрировано 580 тыс. избирателей, однако никто не верит в эту цифру. После десяти лет войн треть могут составлять мертвые души. Говорят, местные власти получили указание обеспечить минимум 60 процентов голосов за Алханова.
"Путин уже выбрал за нас", - говорят люди в Грозном.
Кто заправляет в Чечне, еще предстоит увидеть. Ведь у Алханова нет своей вотчины. Настоящей силой обладает Рамзан Кадыров, сын убитого президента. 28-летний фанат спорта сам еще слишком молод для президентства. Зато он командует войском из 5000 "кадыровцев" - главным образом бывших повстанцев, перешедших на сторону противника. Российская пресса возлагает на них вину за многочисленные исчезновения людей и пытки. В Чечне каждый месяц по-прежнему пропадают десятки людей. При этом более половины похищений, по данным чеченской прокуратуры, совершается "федералами".
Деньги из Москвы продолжают исчезать
В Грозном продолжается выживание среди руин. Несколько домов отремонтировали, построили пару показательных объектов, здания администрации и университета, даже фонтан. Однако серость развалин продолжает доминировать. 70% домов в Грозном повреждены, треть - уничтожены.
В мае во время краткосрочного визита в Чечню Путин заметил, что с вертолета Грозный выглядит ужасно. Неужели он забыл, что это русские четыре года назад сровняли город с землей? Чтобы подсластить выборы, разрешили пользоваться мобильными телефонами. Ранее они были запрещены из-за возможности использования при совершении терактов. А российское телевидение в эти дни празднует попадание футбольного клуба "Терек" (Грозный) в следующий круг Кубка УЕФА как доказательство возрождения республики под покровительством Москвы.
Тем временем большая часть денег из Москвы продолжает исчезать. Выплата компенсаций за разрушенное жилье происходит медленнее, чем обещано. Безработица составляет более 70 процентов. Хотя в Грозном снова появились газ и электричество, однако питьевую воду приходится покупать.
Многие чеченцы уезжают в другие регионы России, однако там их недолюбливают. Кто может, пытается покинуть Россию. По данным ООН, за 12 месяцев 37 тыс. россиян попросили убежища за границей, большинство из них - чеченцы. В Германии они составляют вторую по численности группу тех, кто просит убежища. Тот факт, что в Германии живут, в числе прочих, предводители повстанцев, которых Путин некогда собирался "мочить в сортире", по-прежнему не является официальной темой германо-российских переговоров.
Со своей чеченской политикой Путин попал в тупик. Он использовал террористический "бонус" после 11 сентября, чтобы заставить замолчать международную критику по поводу своих действий в Чечне. Однако ненависть и жажда мести отравили климат. Путинская тактика, как бумеранг, ударяет по россиянам. Исламисты и сепаратисты несут террор в сердце России. В Чечне еще живут сотни таких женщин, как Аманта Нагаева.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях