Libération | 30 августа 2004 г.
Ширак и Шредер спешат к другу Путину
Вероника Суле
Жака Ширака ждут во вторник в Сочи, российском курортном городе на Черном море, где он проведет неформальную встречу с Герхардом Шредером (прибывшим накануне) и Владимиром Путиным. Так, через два дня после президентских выборов в Чечне, глава французского государства и германский канцлер выразят недвусмысленную поддержку российскому президенту. В разгар кризиса вокруг французских заложников в Ираке, заставившего Ширака отложить отъезд на несколько часов, Путин воспользуется ситуацией, чтобы еще раз приравнять иракских боевиков к чеченским и повторить тезис об общей борьбе с "международным терроризмом".
Поддержка. Для Парижа Москва теперь - главный союзник. Ее присоединение к "лагерю мира" в начале 2003 года, в ходе дипломатической баталии, призванной помешать американской интервенции в Ираке, было воспринято как важная поддержка. Франция бесконечно признательна ей и в том новом мировом порядке, к которому она призывает, Россия занимает привилегированное место.
"Это большая страна, переживающая полное обновление, способна сама сделаться одним из полюсов завтрашнего мира", - повторил в пятницу Ширак, выступая перед послами. Перед этим он приветствовал "реформаторские усилия" Путина и "его желание ввести сильную Россию в стан демократии".
Франция, которая назвала "трагической ошибкой" российскую операцию октября 1999 года - начало второй войны в Чечне - была одним из последних критических голосов в Европе. Путин отплатил ей за это: он совершил один за другим пышные визиты в Германию и Великобританию, но обиделся на Францию.
Когда после 11 сентября 2001 года Россия вернулась на свое место на международной арене (в частности, благодаря своему разрешению на создание американских баз в Средней Азии), Париж оказался одиноким "заложником" чеченского вопроса. Чтобы вернуть милость Путина, Париж начал маневрировать.
Примирение было скреплено в Сочи 20 июля 2002 года в ходе неформальной встречи в верхах. После обеда Путин провожает Ширака в гостиницу, и два лидера усаживаются в баре. Как настоящие друзья. На пресс-конференции Ширак воспроизводит российские аргументы по Чечне. Он говорит о "контртеррористической операции" и подчеркивает, что единственным приемлемым ответом на стоящую проблему является политическое решение. И добавляет, обращаясь к Путину: "И я так понимаю, что именно этот путь и начат".
Молчание. Став "стратегическим партнером", Россия делает выбор в пользу сближения с западным лагерем, считают в Париже, и нужно ей в этом помочь. Так же думают и в Берлине. Обе страны одинаково равнодушны к авторитарным замашкам Путина. Иногда даже кажется, что они соревнуются между собой. 2 апреля Шредер на несколько часов опередил Ширака, поздравляя Путина с триумфальным переизбранием. И ни того, ни другого ничуть не смутили нечестные условия, в каких проводилась предвыборная кампания, особенно на телевидении.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях