La Repubblica | 30 августа 2006 г.
Убийство "Тигра Белуджистана" спровоцировало восстание против Мушаррафа
Раимондо Бультурини
Самая крупная провинция Пакистана восстала против правительства Исламабада. Спустя три дня после убийства "Тигра Белуджистана", 80-летнего главы племени Наваба Акбара Хана Бугти, крупный полупустынный регион, расположенный у границ с Афганистаном и Ираном, охвачен огнем. В результате взрыва бомбы в одном из ресторанов южного города Хуб погибли пять и ранены несколько десятков человек. Не поддается подсчету число раненых и сожженных автомобилей в результате столкновений в городах Хуздар, Турбат, Гавадар и даже в Карачи, где полиция открыла огонь поверх толпы манифестантов, в большинстве своем представителей народности белуджи. Но центром восстания со всеобщей забастовкой, объявленной всеми сепаратистскими движениями, стали улицы столицы провинции Кветта, где были сожжены здания банков и магазинов. Участники протестов забросали гранатами полицейских, находившихся вне стадиона, где проходила траурная церемония с участием 20 тысяч человек во главе с политическими и религиозными деятелями, посвященная памяти бывшего губернатора и министра провинции, прах которого все еще не передан семье.
По заявлениям властей Исламабада, отрицающих, что старый лидер был убит намеренно, останки Наваба все еще находятся под руинами пещеры в районе Холу, расположенной неподалеку от старой цитадели Дера Буги, где "Тигр" находился вместе со своими людьми с начала этого года. В субботу на рассвете в ходе массированной военной операции были проведены ковровые бомбардировки цитадели главы клана. В результате были уничтожены 30 бойцов его мощной военной группировки, которая ответила на действия пакистанкой армии, убив около 20 военнослужащих. По словам родственников и руководителей его партии "Джамхури Ватан", тело Бугти было перевезено в Исламабад, и власти пытаются тянуть время, опасаясь взрыва насилия во время церемонии похорон.
Но будет возвращено тело или нет, фитиль уже подожжен, и последствия нынешних событий непредсказуемы. Еще в 50-е, 60-е и 70-е годы повстанцы, возглавляемые Акбаром, а сегодня ставшие союзниками другого могущественного клана региона, марри, предпринимали попытки воспротивиться главенству Исламабада, требуя предоставления автономии от режима, который они обвиняли в эксплуатации богатых природных ресурсов региона, имеющего выход в Аравийское море. С населением в 6 млн человек (половина населения Карачи), проживающим на территории в 347 тыс. кв. км, Белуджистану достается лишь около 5% доходов, получаемых Пакистаном от своего природного газа, нефти, золота, меди и урана. Эта провинция, несмотря на природные богатства, является самой бедной в стране. Отсюда и все более частые действия повстанцев против экономических интересов Исламабада, начиная с газопроводов, по которым ценное сырье поступает в другие провинции, преданные Исламабаду.
Акбар правил большим феодом с тысячами солдат, собственной судебной системой и даже частными тюрьмами. В 2001 году пакистанская армия начала масштабное наступление, которое привело, по данным правозащитных организаций, к гибели тысяч мирных граждан и бегству 200 тысяч жителей, которые были вынуждены покинуть свои жилища из-за бомбардировок с воздуха, военных наземных операций и массовых арестов. Президент Первез Мушарраф неоднократно заявлял, что восстание таких племенных лидеров, как Бугти, - это "сражение в защиту дедовских интересов, препятствующее экономическому развитию региона". И поэтому, сказал он вчера, он "готов во что бы то ни стало восстановить порядок".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях