Der Spiegel | 30 августа 2006 г.
Тигр в холодильнике, обезьяны в саду
Франк Целлер
Вьетнам известен своей экзотической фауной. Но браконьеры ставят под угрозу многообразие животного мира этой азиатской страны: вымирающие виды оказываются на столе, в аптеке или в саду - как символ престижа
Запертая в клетке и зализывающая свои раны самка леопарда пробуждает скорее сочувствие, чем страх. При всем том жизнь обошлась с ней еще достаточно мягко: ее хотя бы не подстрелили браконьеры. Не всем ее сородичам удается избежать такой судьбы.
В прошлом месяце восемнадцатикилограммовую самку леопарда в районе китайской границы спасли вьетнамские пограничники, и теперь она пребывает в специальном ветеринарном центре в Ханое. Там она живет вместе с бурыми медведями, гиббонами, мартышками и другими животными, которых удалось спасти из вьетнамских ресторанов, аптек и сувенирных магазинов. Самка леопарда могла принести браконьерам 70 млн донгов, это примерно 3500 евро.
По данным защитников окружающей среды, Вьетнам - это оазис торговли дикими животными. "Спасенные животные - это только верхушка айсберга", - говорил Эрик Каулл, представитель Всемирного фонда защиты дикой природы (WWF) в регионе. Примерно 3000 тонн диких животных - как живых, так и в виде разделанных туш - ежегодно ввозятся или вывозятся контрабандным путем из коммунистической страны, говорит Нгуэн Ван Сон, ректор сельскохозяйственного университета в Ханое. Проблема заключается в том, что зарплаты таможенников настолько низки, что их нетрудно подкупить.
Половина незаконно пойманных животных предназначается для местного потребления - вьетнамцы гордятся своими традиционными блюдами. "Можно есть все, что стоит на четырех ногах - вплоть до стола. Можно есть все, что живет в океане - вплоть до подводных лодок. Можно есть все, что летает на небе - вплоть до самолетов", - гласит популярная поговорка. В дело идет не только мясо, но и кожа, уши, шкура и зубы животных. Потребители продуктов, получаемых из экзотических живых существ, надеются обеспечить себе таким образом долгую жизнь, мужскую силу и избавление от всевозможных болезней.
Миллионы за тигра
Некоторые платят миллионы, чтобы раздобыть тигра, рассказывает Сулма Варне из организации Traffic. "Приобретение мяса тигра показывает, что вы состоятельный человек, - говорит он. - Торговля этим продуктом нелегальна и заполучить его трудно". Аналогичного мнения придерживается Эдвин Вик из индонезийского фонда защиты орангутангов. Он говорит: "Есть люди, которым мало иметь "Феррари". Они хотят, чтобы у них в саду жил еще шимпанзе или орангутанг, тогда они что-то да стоят". Вику недавно удалось вернуть в родные вьетнамские леса двух обезьян.
Чуть больше десяти лет назад биологи открыли для себя леса Вьетнама: в 1992 году ученые натолкнулись на лесную корову саола, самое крупное млекопитающее, обнаруженное в течение последних 50 лет. С тех пор также был открыт один вид носорога, который считался вымершим, три вида оленей, 63 вида позвоночных животных, обитающих на суше, и 45 видов рыб.
Теперь перед учеными стоит задача каталогизировать свои открытия до того, как они снова исчезнут. С географической карты Вьетнама уже пропало 300 видов животных, примерно ста видам угрожает та же судьба. В сегодняшнем Вьетнаме насчитывается всего по паре сотен тигров, диких слонов и меньше десятка носорогов.
Ханой запретил охоту на диких зверей еще в 1975 году и подписал различные международные договоры об их защите. Но этот запрет остался на бумаге. Доходы от нелегальной торговли в 30 раз выше, чем затраты на борьбу с браконьерством. До тех пор пока существует такой спрос, богатая природа страны, скорее всего, будет уничтожаться. "Вьетнам за последние 15 лет прославился открытиями новых видов животных. В будущем он может снискать печальную славу их истребителя", - выражает свое сожаление Эрик Каулл из Всемирного фонда защиты дикой природы.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях