The Washington Post | 30 августа 2007 г.
Дезактивация радиоактивных материалов советского блока: медленное движение к победам
Дэвид И. Хоффман
Вечером во вторник к воротам института ядерных исследований "Луч" в Подольске (Россия) подъехали несколько грузовиков в сопровождении усиленной охраны. С них были сгружены пять зеленых бронированных контейнеров, в которых находился в общей сложности 21 фунт урана, под завесой секретности изъятого из научно-исследовательского реактора в Отвоке (Польша). Примерно треть этой партии составляет высокообогащенный уран.
Прибытие этого груза было очередным маленьким шажком в рамках амбициозной, но далеко не полномасштабной программы по очистке территории бывших стран советского блока и государств за его пределами от беспорядочно рассеянных радиоактивных материалов, которая начала осуществляться после холодной войны.
В среду, когда сотрудники готовились открыть контейнеры из Польши, сенатор Ричард Лугар (республиканец, штат Индиана) и экс-сенатор Сэм Нанн (демократ, штат Джорджия) побывали в "Луче" и ознакомились на месте со сложной работой по поиску так называемых расщепляющихся материалов и предотвращению их попадания в руки злоумышленников. Это практическое осуществление программы, которую Лугар и Нанн разработали более 15 лет тому назад. Ныне программа столкнулась с новыми проблемами.
Уран, находящийся в контейнерах, будет переплавлен в низкообогащенный, чтобы в потенциале его можно было использовать как топливо для атомных электростанций.
Эта операция в Польше, проведенная под завесой секретности, обошлась Соединенным Штатам примерно в 490 тыс. долларов, выделенных в рамках программы министерства энергетики. В общей сложности под эгидой программы более 9,2 тонн высокообогащенного урана были превращены в низкообогащенный на "Луче" и на еще одном объекте.
Лугар, видный республиканец, член комитета Сената США по международным отношениям, сказал: "Люди всего мира успокоились бы, увидев то, что мы видели сегодня". Но объем урана, привезенного из Польши, можно назвать мизерным по сравнению с сотнями тонн урана и плутония, которые, по официальной статистике, все еще находятся в России на складах либо в качестве зарядов внутри бомб и боеголовок.
По некоторым данным, в Советском Союзе на момент его распада в 1991 году имелось до 1200 тонн высокообогащенного урана и плутония. В 1993 году США заключили контракт на приобретение 500 тонн высокообогащенного урана в течение 20 лет и его переплавку в топливо для АЭС. Однако сотни тонн все еще разбросаны по России.
На "Луче" имела место одна из первых краж урана в постсоветский период. По материалам расследования Конгресса США, проведенного в 1996 году, с конца мая по сентябрь 1992 года инженер-химик, сотрудник института с большим стажем Леонид Смирнов похитил около 1,5 кг урана оружейного назначения, который он вынес из института, разделив на 20-25 партий. Он носил порошок домой в стеклянных пузырьках и хранил на балконе. 9 октября 1992 года его арестовали на железнодорожном вокзале в Подольске. При себе он имел три свинцовых контейнера с большей частью украденного урана. Смирнов собирался поехать в Москву, чтобы его продать, но, по-видимому, еще не успел найти покупателей.
В то время институт, где разрабатывался проект космического атомного реактора, был окружен всего лишь деревянным забором и почти не охранялся. Радиоактивные материалы были рассредоточены по 28 разным помещениям внутри комплекса. Заместитель директора института Валентин Денискин сказал, что в советские времена "никому даже в голову не приходило", что на расщепляющиеся материалы может кто-то позариться.
Но хаос, воцарившийся после распада СССР, заставил Нанна и Лугара ратовать за принятие закона. Они опасались, что Россия, переживающая хронические финансовые проблемы, не сможет и не захочет обеспечивать надежное хранение материалов и, возможно, станет привлекательной целью для террористов. Экономическое положение России было столь трудным, что даже охранникам ядерных объектов задерживали зарплату или вообще не платили.
За последние полтора десятилетия США вложили около 15 млрд долларов в программу Нанна-Лугара и связанные с ней проекты по безопасному хранению вооружений времен холодной войны.
Однако теперь Россия - больше не беспомощная страна-инвалид. По оценкам таможенников, в нынешнем году ее доходы от экспорта нефти составят 48,7 млрд долларов. Россия отложила на черный день колоссальные бюджетные и валютные резервы.
Директор российского Федерального агентства по атомной энергии Сергей Кириенко сказал в беседе с журналистами, что "прекращать" программу Нанна-Лугара "сейчас нельзя", но Россия должна оплачивать расходы по ней в большем объеме.
Дэвид Уисенга, младший заместитель главы Национальной администрации США по ядерной безопасности, сказал, что, согласно постановлению Конгресса, бремя по финансированию программ к 2012 году должно быть переложено на Россию.
В то же самое время возможная контрабанда и кража радиоактивных материалов, а также потенциальные диверсии с их использованием продолжают тревожить американские власти. "Мы знаем, что, к сожалению, эти материалы все еще транспортируются", - отметил Уисенга.
Происхождение радиоактивного вещества полоний-210, использованного в прошлом году в Лондоне для убийства человека, который критиковал российского президента Владимира Путина, до сих пор не установлено, но эта история вновь напомнила, что страхи перед контрабандой не рассеиваются, хотя на ее предотвращение потрачены миллиарды долларов.
В среду Нанн и Лугар также наблюдали за сожжением твердотопливного двигателя второй ступени межконтинентальной баллистической ракеты "СС-25" на полигоне к северо-востоку от Москвы. Это производилось в рамках действий России по уничтожению ракет в соответствии с Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.
Нанна и Лугара, а также посла США в России Уильяма Дж. Бернса пригласили нажать на большую красную кнопку на громадном пульте в центре управления, чтобы запустить цикл уничтожения ракеты. Затем все наблюдали на телевизионных мониторах, как двигатель шумно горел в течение 2 минут 15 секунд.
Нанн, сопредседатель общественной благотворительной организации Nuclear Threat Initiative и бывший председатель комитета Сената США по делам вооруженных сил, сказал, что с окончания холодной войны Россия и США проделали "поразительно" большой путь. Он отметил, что значительная часть высокообогащенного урана, извлеченного из российских боеголовок, переплавляется для использования в качестве топлива в гражданских атомных реакторах США.
Как заявил Лугар, на данный момент в рамках программы Нанна-Лугара было разряжено 6982 стратегических ядерных боеголовки, уничтожено 653 межконтинентальные баллистические ракеты, а также 30 атомных подводных лодок и 155 бомбардировщиков.
За счет программы также финансировались меры по усилению охраны и безопасности. Так, на модернизацию корпусов "Луча" были выделены 25 млн долларов. Ядерные материалы теперь хранятся в пяти местах вместо прежних 28.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях