Inopressa | 30 августа 2012 г.
"Газпром" замораживает арктический газовый проект: что дальше?
Обзор прессы
Корреспонденты Financial Times в цикле статей анализируют причины отказа российского концерна "Газпром" от разработки Штокмановского месторождения.
"Газпром" приостанавливает проект по разработке Штокмановского месторождения из-за растущих издержек, пишут Гай Чейзан и Кэтрин Белтон в материале для Financial Times. Это решение подчеркивает трудности, с которыми сталкиваются энергетические компании, стремящиеся добывать нефтяные и газовые ресурсы в Арктике, отмечают автор статьи. Месторождение находится в 600 км от северного побережья России, в зоне айсбергов и полярной ночи. Также проект по разработке месторождения пострадал от изменений на мировом газовом рынке, вызванных революцией североамериканского сланцевого газа, подчеркивается в статье. "Все стороны пришли к соглашению, что расходы слишком велики, чтобы мы смогли делать это на данном этапе", - заявил член правления "Газпрома" Всеволод Черепанов. Пресс-секретарь компании Сергей Куприянов сказал Financial Times, что решение может быть пересмотрено, только когда условия на рынке изменятся. На жизнеспособность проекта также повлияли неопределенность спроса на европейском рынке и нарастание импорта в Европу сжиженного природного газа, сообщает издание.
Решение приостановить разработку Штокмановского месторождения демонстрирует риски инвестиций в арктические проекты в условиях неопределенности на энергетических рынках, пишет в статье под названием "Что после Штокмана?" обозреватель Financial Times Стефан Уэгстил. Возникает вопрос, что компания будет делать дальше, отмечает автор. "Газпром" по-прежнему обладает крупнейшими запасами газа. Однако большая часть этих запасов находится в труднодоступных местах, включая Штокман. По заявлениям компании, она начнет их разрабатывать, только если это будет экономически оправдано. С коммерческой точки зрения, такой подход верен. В России в дело вмешивается политика, подчеркивает журналист. "Газпром" является крупной политической и бюрократической машиной. Менеджеры не захотят возвращать деньги держателям акций, они постараются вложить фонды Штокмана в другие проекты с сомнительными финансовыми перспективами, считает автор. "Ответ мог бы быть найден в приватизации и либерализации российской газовой отрасли. Конкуренция между российскими и иностранными компаниями помогла бы снизить издержки, помочь модернизации и внедрению инноваций", - заключает автор.
Приостановка разработки Штокмановского месторождения свидетельствует о том, что "Газпром" реально оценивает ситуацию, утверждают в заголовке еще одной статьи в Financial Times Гай Чейзан и Кэтрин Белтон. "Это позитивный шаг. Наконец кто-то заявил, что проект не будет работать и что не нужно тратить время и деньги", - говорит Джонатан Стерн, профессор Оксфордского института энергетических исследований. Однако другие аналитики отмечают, что решение свидетельствует о неспособности компании быстро реагировать на изменяющиеся условия мировых рынков. Владимир Милов, бывший заместитель министра энергетики, считает, что проект мог состояться, если бы "Газпром" вел себя более гибко со своими партнерами. "Газпром" хотел полностью контролировать процесс принятия решений и отводил партнерам вторичную роль поставщиков денег и технологий. Ясно, что такая схема не подходила иностранным компаниям", - подчеркивает Милов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях