La Stampa | 30 декабря 2003 г.
Последний шанс сербских демократов
Джузеппе Заккария
Выборы, прошедшие в воскресенье, свидетельствуют о смене курса, и этот факт не обещает ничего хорошего. С сегодняшнего дня и до следующих выборов остается лишь наблюдать за тем, как долго продержатся альянсы и когда проявится недовольство населения.
Радикальная партия Воислава Шешеля получила поддержку четверти сербов, или 1 069 000 голосов, что составляет 27,7% от общего числа проголосовавших. Радикалы получат 82 места в парламенте. У социалистов Милошевича 8% и 21 место в парламенте. Эти две партии представляют ушедший режим, но фигуры из прошлого могут сформировать большинство: чтобы получить 126 парламентских мест, достаточно поддержки со стороны какой-либо малой партии.
В противоположном лагере - демократы: товарищи по несчастью собирают силы, чтобы избежать худшего. Демократическая партия Сербии Коштуницы получила всего 18% (53 места), Демократическая партия Джинджича - 12%, и даже партия "Г17 плюс" Миролюба Лабуса - движение экономистов - получила чуть меньше 8%. Еще одна партия из шести, преодолевших избирательный барьер, - "Сербское движение обновления - Новая Сербия" Вука Драшковича, бывшего журналиста, которого прозвали "Балканским Христом" из-за длинной бороды и бросающейся в глаза худобы, являющейся следствием употребления алкоголя.
Таким образом, или новые "демократы" сумеют договориться, преодолев разногласия, или силы, получившие большинство, сыграют свою партию.
Томислав Николич, электротехник, руководит Радикальной партией в ожидании возвращения Воислава Шешеля из Гааги. В ходе одной из пресс-конференций он публично предложил Коштунице сформировать коалиционное правительство: "Лишь Демократическая партия Сербии является силой, с которой мы можем вступить в альянс". Если будет создан этот альянс, то умеренные консерваторы бывшего президента станут единственным барьером против движения назад, которое радикалы могут навязать Сербии.
Второй вариант: демократы заткнут нос и объединятся, чтобы предотвратить катастрофу. До вчерашнего дня Коштуница говорил: "Я никогда не вступлю в коалицию с Демократической партией", сегодня он утверждает, что это была его личная позиция, а решение будет принимать руководство партии.
Третьим неизвестным можно считать позицию политической группировки, которая, как казалось, исчезла с политической арены Сербии и стала достоянием истории. Речь идет о партии "Сербское движение обновления - Новая Сербия", выступающей за восстановление монархии. Лидер партии Вуко Драшкович на протяжении нескольких лет был соперником Милошевича. Он также известен своими резкими высказываниями и нестандартными политическими акциями.
Меньше чем через две недели Сербия узнает, правит ли ею коалиция демократов или альянс, созданный консерваторами. Но в любом из этих случаев, нет никакой гарантии стабильности и подъема экономики.
Не случайно, заявления европейских лидеров выдержаны в осторожных, чтобы не сказать скептических тонах. Например, Карла Дель Понте, прокурор Гаагского трибунала, заявила: "Сербия всегда создавала много проблем, надеюсь, что она не будет создавать их впредь".
"Министр иностранных дел" Евросоюза Хавьер Солана подчеркнул, что Европа "поддержит любое сербское правительство, которое заявит о намерении следовать по пути реформ".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях