InoPressa: тема дня | 30 декабря 2010 г.
"Мученик" для Запада, "олигарх", а значит "вор" для россиян
Обзор прессы
Похоже, Ходорковский дает Западу то, что он желает: голос разума и человечности из страны, которой многие до сих пор глубоко не доверяют. Но для соотечественников даже через 7 лет тюрьмы он остается зарвавшимся толстосумом, который за решеткой "открыл" несправедливость системы, пишут СМИ, продолжая комментировать оглашение приговора Ходорковскому и Лебедеву.
Когда-то он был главой крупнейшего в стране нефтяного концерна ЮКОС, самым богатым человеком в России, а стал кровным врагом Владимира Путина. Теперь, пишет обозреватель Die Zeit Йоханнес Фосвинкель, он демонстрирует внутреннюю волю, которая отличается от нарочитой решительности его соперника. В то время как Путин выплескивает свой гнев, Михаил Ходорковский улыбается. "На Западе его уважают за это, в России же по большей части игнорируют".
Отбывая срок, Ходорковский нашел для себя роль, помогающую ему пережить годы тюремного заключения, говорится в статье: он стал мучеником, который несет наказание за всех тех, кто когда-то заработал на приватизации. Он был олигархом, который в 1990-е годы сколотил целую нефтяную империю, скупал десятками депутатов и только за решеткой "открыл" несправедливость системы - однако его прошлая жизнь, считает автор, не играет роли. Сегодня он символизирует добро, борющееся со злом.
При этом для большинства соотечественников он продолжает олицетворять "государственную лавку самообслуживания образца 1990-х, воплощать образ беспринципного дельца, при помощи связей "наверху" урвавшего за короткое время миллиарды долларов. Даже через 7 лет тюремного заключения он воспринимается частью элиты, которая проносится на иномарках с мигалками в шикарные особняки за высокими заборами и решает между собой в неформальной обстановке политические вопросы, отделенная от народа пропастью", говорится в статье.
Британская The Times в красках описывает, какие условия ждут экс-олигарха в колонии, прогнозируя, что отдаленная исправительная колония в Краснокаменске, в Сибири, снова станет домом для Ходорковского лет на семь.
Колония построена в 1960-е годы на территории, так загрязненной радиоактивными отходами, что средняя продолжительность жизни местных жителей - 42 года, утверждает газета, отмечая, что многие заключенные работают на уранообогатительном комбинате. Ходорковского вновь ожидают нары в бараке на 80 заключенных, 10-часовой рабочий день, овсянка или вареная картошка с хлебом и чаем на завтрак. Следует постоянно опасаться нападений, а устав тюрьмы деспотичен.
"Сторонники Ходорковского говорят, что местоположение колонии - сознательное дополнительное наказание: для его жены и матери создается максимальный дискомфорт, когда они приезжают на свидания четыре раза в год. Отец Ходорковского слишком слаб здоровьем, чтобы пускаться в этот путь", - пишет газета.
Признание Ходорковского и Лебедева виновными на втором процессе вызвало лавину критики за рубежом, и в потенциале оно может стать помехой для президента Медведева, считает журналист The Christian Science Monitor Дэн Мэрфи. Вчера на совещании по вопросам инвестиций Медведев признал, что инвестиционный климат в России "плохой, очень плохой". Некоторое время назад аналитики говорили, что оправдание Ходорковского и Лебедева будет означать, что Медведев взял верх, а признание виновными - что реальной силой в России остается Путин.
Незадолго до оглашения приговора Путин намекнул, что Ходорковский виновен в убийстве (преступлении, которое ему никогда не вменялось), и заявил, что он должен "сидеть в тюрьме". "Публичные нападки Путина на Ходорковского вызвали массу стенаний о верховенстве закона в России, уже считающейся одной из самых коррумпированных стран мира: более 70% фирм в год заявляют, что являются жертвами "экономических преступлений", - пишет газета. Во вторник к хору международной критики присоединился глава МИДа Канады Лоренс Кэннон.
"По иронии судьбы, до тюрьмы Ходорковский ратовал за более транспарентное корпоративное управление и бухгалтерию западного типа, чтобы Россия привлекала инвестиции и обуздала коррупцию", - замечает автор.
"Потребуется еще несколько дней для оглашения приговора двум самым знаменитым заключенным России - Михаилу Ходорковскому и его бывшему партнеру Платону Лебедеву, - сообщает читателям Le Monde. - Но их судьба предрешена: не дожидаясь завершения процесса, российский премьер-министр Владимир Путин приговорил их еще в середине декабря, заявив в прямом телевизионном эфире: "Вор должен сидеть в тюрьме".
"Они останутся в заключении еще на несколько лет, а господин Путин сможет спокойно заниматься президентской кампанией перед выборам 2012 года, не опасаясь, что его заклятый враг выступит против него тем или иным образом, - говорится в редакционном комментарии. - Но, вынося очередной приговор Ходорковскому на этом подобии судебного процесса и превращая его в политзаключенного, Владимир Путин приговаривает самого себя. Его ожесточенность свидетельствует о его суетливости. То, как он обвиняет в преступлении, демонстрирует всему миру его глумление над правовым государством, а также над личными и политическими свободами".
"В Вашингтоне, Берлине и Париже уже поняли, что прекрасные обещания нынешнего президента Медведева остаются пока лишь пустыми мечтами. Пока Ходорковский будет сидеть в тюрьме, Россия будет оставаться авторитарной "клептократией", контролируемой еще более немногочисленной олигархией, чем прежде. Иными словами, противоположностью современной великой державе, которой она мечтает стать", - подытоживает французская газета.
Авторитарные режимы пользуются тем, что Вашингтон и другие столицы на праздниках впадают в относительную спячку, и в это время переходят в наступление, утверждает на страницах The Washington Post Карл Гершмен, президент National Endowment for Democracy (США). Вот и теперь предостаточно провокационных шагов. Так, оглашение приговора Ходорковскому и Лебедеву перенесли на 27 декабря. В Белоруссии режим Лукашенко осуществил самые массовые и жестокие гонения на демократическую оппозицию в Европе начиная с 1981 года, а президент Венесуэлы Чавес протащил через парламент чрезвычайные законодательные полномочия для себя. По мнению Гершмена, такие уловки авторитарных правителей заставляют заподозрить, что не так уж они неуязвимы - опасаются, что международная реакция поощрит на борьбу их внутренних оппонентов.
Вердикт в отношении Ходорковского позволил Путину продемонстрировать, что реальная власть в России принадлежит ему, а не Медведеву, пишет автор. Но Путин утратил поддержку многих представителей российской политической элиты, опасающихся, что его возвращение на президентский пост повлечет за собой застой и дальнейший социально-экономический распад.
"Планирование эффективной реакции на эти репрессии должно стать одной из первоочередных задач президента и лидеров Конгресса США по возвращении в Вашингтон", - продолжает Гершмен, рекомендуя, в частности, аннулировать визы и заморозить зарубежные счета тем, кто причастен к судебному преследованию Ходорковского.
Также по теме:
Михаил Ходорковский ожидает своей участи, пока судья толчет воду в ступе (The Guardian)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях