The Wall Street Journal | 30 декабря 2011 г.
Американский курс несет процветание Тихоокеанскому региону
Уолтер Рассел Мид
"Пока весь мир зациклен на упадке Америки и ее глупых, как принято считать, интервенциях на Ближнем Востоке, Соединенные Штаты без лишней огласки приняли двухпартийный политический курс в отношении Азии. Его влияние на данном континенте вполне может оказаться столь же сильным, каким было влияние плана Маршалла и НАТО в Европе", - пишет в статье для The Wall Street Journal профессор Колледжа Барда и колумнист журнала American Interest Уолтер Рассел Мид.
Следовать этому курсу США начали еще при Клинтоне, и у него есть все шансы пережить администрацию Обамы, так как межпартийных разногласий по сути генеральной стратегии нет, говорится в статье. В основе этой стратегии - призыв "обогащаться за счет участия в самой открытой торговой системе в истории человечества. В обмен на обязательство соблюдать правила этой системы такие страны, как Индия, Вьетнам, Индонезия и Китай, получают возможность развивать промышленность и принимать участие в формировании будущего мировой экономики". Во всех без исключения случаях речь идет об экономическом сотрудничестве, в большинстве - и о военном, отмечает автор.
Расчет таков: во-первых, "занятые обогащением страны вряд ли будут стремиться к ниспровержению международной системы, которая способствует их процветанию". Этот подход США в послевоенный период опробовали на Германии и Японии, теперь же хотят применить к Индии и Китаю, говорится в статье. Во-вторых, "по мере все более тесного вовлечения стран в мировую систему они все больше начинают от нее зависеть... Следовательно, чем больше Китай проникает на мировые рынки, тем больше его заложников оказывается в руках Америки".
Китаю в статье отведено центральное место. Вопреки мнениям аналитиков, Мид утверждает, что Поднебесная на сегодняшний день является не единственной азиатской державой, переживающей подъем. В гору идут дела у Вьетнама, Индии, Южной Кореи. "Политика США в Азии строится на понимании, что путем инвестиций в это новое политическое равновесие можно ликвидировать любые вызовы, которые иначе исходили бы от усилившегося Китая". В результате действий США Китай стоит перед "стратегической дилеммой": если не оказывать сопротивления построению американоцентричной экономической системы в Азии, она будет развиваться и дальше; если попытаться ее заблокировать, соседи могут "испугаться" и еще теснее сплотиться вокруг США.
По словам Мида, цель политики США в отношении Китая не в том, чтобы изолировать его и добиться смены режима, как это было в случае с Советским Союзом. "Задача скорее в том, чтобы удержать Пекин от претензий на роль регионального гегемона... В зависимости от реакции Китая США и другие участники нарождающейся "антанты" вольны двигаться в направлении более близких или более конкурентных отношений с Пекином".
На попытки Китая самоутвердиться за счет оспаривания территорий в Южно-Китайском море Обама ответил "дипломатической революцией", выразившейся в размещении контингента американской морской пехоты на севере Австралии, в Дарвине. Кроме того, Австралия заявила о готовности экспортировать уран в Индию, а на прошлой неделе был дан старт трехсторонним переговорам с участием Индии, Японии и США. Они, как сообщается, посвящены "азиатским и мировым вопросам". Мид полагает, что эти маневры "могут на какой-то период послужить фундаментом для архитектуры региональной безопасности в Азии".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях