Corriere della Sera | 30 января 2002 г.
"Мой дед Пикассо ? садист и вампир"
Мино Виньоло
Марина Пикассо решила, наконец, выйти из заточения, на которое она добровольно себя обрекла.
На протяжении долгих лет дочь сына великого Пабло никогда не говорила о своем деде. В ближайшее время выходит в свет ее книга "Пикассо. Мой дедушка", представляющая безжалостный портрет гения, к написанию которого ее подтолкнул один простой вопрос: "Обладают ли гении правом уничтожать и доводить до отчаяния самых близких своих людей? Действительно ли их искусство требует таких жертв?"
Девочка страдала. Она хотела иметь такого же доброго дедушку, как у всех других детей, но ее дедом был Пикассо. Страдания продолжились и после смерти художника, когда воспоминания, названные ею "тоннами жидкой грязи, изливавшейся в течение стольких лет", разрывали ей душу. Эти воспоминания стали причиной анорексии и привели к необходимости общаться с тремя известными психоаналитиками. Таким образом, дед писательницы в этой книге предстает в образе самого настоящего монстра.
Она сравнивает Пабло Пикассо с компьютерным вирусом ?I love you?, тонким и губительным, и описывает его как "существо дьявольское и снобистское; как деспота, разрушителя, вампира, жившего в золотой клетке, как человека, неспособного любить. Он, как человек, страдающий булемией, пожирал жизнь, вещи и людей".
Из-за чрезмерно сгущенных, мрачных тонов повествования может возникнуть мысль о том, что разочарованная внучка склонна к преувеличениям, что она обвиняет знаменитейшего деда во всех мыслимых и немыслимых грехах. Представленный ею список лиц, пострадавших от "синдрома Пикассо", на самом деле впечатляет.
Он начинается с перечисления женщин, живших с гением.
Первая жена Ольга Хохлова, бабушка Марины, закончила свои дни "униженной, опозоренной и оскорбленной многочисленными изменами своего мужа, который никогда не просил у нее прощения, даже когда она лежала на смертном одре". Красивейшая и блистательнейшая Дора Маар умерла в нищете. Мария Тереза Вальтер повесилась в своем гараже. Последняя женщина в жизни художника, Жаклин Рок, застрелилась. Автор книги называет ее "суровой хранительницей храма, жрицей, несговорчивой и высокомерной", обычно говорившей приезжавшим навестить Пикассо детям и внукам: "Его Величество отсутствует" или "Солнце не желает, чтобы его беспокоили". Список заканчивается именами ближайших родственников. "В наших бутылочках с соской было не молоко, а яд", - пишет Марина Пикассо.
Сын Пабло, отец писательницы, умер "обманутым, разочарованным, приниженным, уничтоженным". Для своего отца он был "Пикассозависимым", ничтожеством. Марина вспоминает, как ее дед-тиран кричал своему сыну: "Ты ? посредственность, настоящее ничтожество, и всегда таким будешь!"
Пабло-сын должен был подвергаться ритуалу унижений и притеснений всякий раз, когда он со своей семьей собирался навестить своего отца в "Калифорнии", резиденции художника во Франции. Семья жила в стесненных условиях, в то время как Пикассо, признанный еще при жизни великим художником ХХ века, был чрезвычайно богат.
Больше всего страдали двое внуков великого художника. Брат Марины, тоже Пабло, был человеком чувствительным, интровертивным. Возможно, он страдал даже больше, чем сестра. Он переживал из-за того, что дед унижал его родителей. Двое молодых людей испытывали чувство вины, полагая, что они в тягость старому художнику.
В студии Пикассо среди множества находившихся там картин не было ни одной их фотографии, ни одного портрета. Им запрещалось называть деда "дедом". Несмотря на подобное отношение к себе, они все-таки пожелали увидеть дела в последний раз перед погребением, но им было отказано и в этом. Марина заболела анорексией, а судьба брата была еще страшнее. Через четыре дня после смерти деда он выпил большое количество отбеливателя и сжег себе внутренности. "Его сердце и душа уже были сожжены", - пишет сестра, вспоминая об исповеди своего брата сразу же после попытки самоубийства. "Это мое последнее бегство, - сказал он, - Чтобы спасти тебя. Я хотел взорвать, уничтожить изнутри все наши страдания". После агонии, длившейся три месяца, Пабло скончался. Он весил 28 килограмм. "Мой брат Пабло стал жертвой садизма и безразличия Пикассо, - утверждает Марина и добавляет, - ни один член моей семьи не мог избежать издевательств со стороны гения".
Родственники и жены были жертвами, которые, по словам Марины, "должны были быть принесены на алтарь его искусства. Ему требовалась кровь, чтобы писать свои произведения. Все были заложниками его гения. Никому не удавалось вырваться из рук Пикассо, лично мне это не удалось никогда".
Писательница, развенчавшая своего деда, утверждает, что благодаря психоанализу самое худшее уже позади и что теперь, придя в согласие с грустным прошлым, она живет в резиденции "монстра" в "Калифорнии".
Помимо виллы, она унаследовала 400 картин и 6 тысяч набросков. Два года она не могла смотреть на эти произведения, доставшиеся ей в наследство. Однажды она попыталась сделать это, но у нее закружилась голова. Она почувствовала себя плохо. Сейчас, как кажется, она преодолела все проблемы.
"Когда у тебя ничего нет, когда ты все потерял, наследство воспринимается как приговор", - говорит она, понимая, что ее слова могут вызвать иронические комментарии. У нее пятеро детей (трое из них ? приемные), и фамилия Пикассо уже не так угнетает. Она говорит: "Я уже не испытываю такой злобы, как раньше. Я поняла, что не один дед несет ответственность за мои несчастья. Другими виновниками могут быть и мои родители, и Жаклин, которые сформировали у меня неправильный образ деда". Большую часть своего времени и своих денег она тратит на благотворительные нужды: на сирот и на психически больных детей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях