Die Welt | 30 января 2002 г.
Славная Красная Армия ухаживает за тяжелыми больными
Йенс Хартманн
Впервые российские юноши получили право на альтернативную службу
В Первой Городской больнице Нижнего Новгорода, старого торгового города на Волге, пишется история. Информация об участниках этих событий, Всеволоде и Владимире, появилась в вечерних новостях по всей стране. Причем это вовсе не русский вариант сериала "Скорая помощь", как могло бы показаться. Когда санитары, одетые в светло-зеленую рабочую одежду перестилают кровать для старушки в хирургическом отделении или моют туалеты ? это, в отличие от сцен из американского фильма, не рассчитано на произведение впечатления.
Всеволод и Владимир первыми в России проходят альтернативную гражданскую службу. В Нижнем Новгороде, "обкатывается модель", как гордо прокомментировал мэр Юрий Лебедев, которая может распространиться на всю страну. Нижний Новгород первым ввел альтернативную службу, которая пока находится в России в зачаточном состоянии. "Подопытные кролики" ? это 20 юношей в возрасте от 18 до 24 лет, отказавшиеся от службы в армии, и с разрешения призывной комиссии и городских органов власти уже несколько дней работающие в больнице.
Их служба будет продолжаться три года. В армии призывники служат по два года, на флоте ? три. Их зарплата, такая же скудная, как и в войсках, составляет 300 рублей в месяц (11 евро), три раза в день они бесплатно едят больничную пищу ? щи да кашу.
"Как адвентист я не могу служить в армии по религиозным убеждениям", - обосновывает свое решение пойти на гражданскую службу 24-летний Владимир. Всеволод, которому тоже 24 года, называет себя "пацифистом". "Я не могу взять в руки оружие, поэтому я здесь".
Как и многое в России, альтернативная служба до сих пор не имеет нормальной юридической базы. Хотя в Конституции 1993 года записано: "Гражданин Российской Федерации в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой". Однако поскольку федеральный закон об альтернативной службе отсутствует, официально как таковой не существует и самой альтернативной гражданской службы.
Тот, кто до сих пор старался избежать призыва, рано или поздно представал перед судом и подвергался заключению или условному осуждению. Лишь изредка, как когда-то в Перми, в решении суда говорилось, что "отсутствие закона не может служить основанием для нарушения гражданских прав, гарантированных Конституцией".
Вот уже несколько лет многочисленные варианты закона об альтернативной гражданской службе пылятся в Государственной Думе. Либеральный проект СПС предусматривает двухгодичную, максимум трехгодичную, гражданскую службу по месту проживания, в учреждениях социального обеспечения.
Министерство же обороны выступает за длительную, до четырех лет, "гражданскую службу" при армии ? в каком-нибудь российском гарнизоне, но ни в коем случае не по месту жительства.
Служба в армии ? "да" или "нет"? Этот вопрос является первостепенным практически для каждой российской семьи. Война в Чечне, куда стали отправлять служащих по призыву, страх перед "дедовщиной", жестокое обращение офицеров с новичками, и случаи дезертирства подорвали репутацию армии. Так, озабоченные матери ломают себе голову, в какой институт пристроить сына, чтобы его не призвали, или кому в призывной комиссии дать взятку в 5000 долларов ? обычный тариф для таких крупных городов, как Москва ? чтобы откупиться от армейской службы.
В армейских кругах опасаются, что законодательно оформленная возможность двухлетней гражданской службы позволит еще большему количеству юношей избежать службы в армии. В армии, насчитывающей сейчас 1,2 миллиона человек, по призыву служат около 500 000, из года в год призываются 250 000 юношей. Далеко идущие планы Кремля отказаться от военной службы по призыву и создавать в России профессиональную армию списаны в архив по причине высоких финансовых издержек.
Валерий Липатов, главный врач Первой Городской больницы Нижнего Новгорода, радуется, что у него появились "альтернативщики". "В условиях нехватки персонала я рад любому лишнему человеку, и ребята нам очень помогают", - говорит он. Он также уверен, что другие социальные учреждения уже сегодня с удовольствием взяли бы на работу тех, кто отказывается от воинской повинности.
Тем не менее, ввиду неясности правового положения может случиться так, что Всеволод и Владимир после трех лет работы в больнице все-таки будут призваны в армию. Так, военные собираются оспаривать в суде указ мэра о гражданской службе. Городской глава Лебедев видит в стремлении офицеров "чисто меркантильный интерес". "Они не хотят отказываться от своих 5000 долларов, за которые ребята откупаются от армии".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях