Le Figaro | 30 января 2007 г.
Ильхам Алиев: "Азербайджан - надежный источник энергии для Европы"
Пьер Русселен
Сегодня президент Азербайджана начинает государственный визит в Париж. Ильхам Алиев заявил, что его страна никогда не допустит независимости Нагорного Карабаха. Интервью
Азербайджан переживает небывалый экономический подъем благодаря своим природным ресурсам и углеводородам, но продолжает быть в ссоре с Арменией из-за Нагорного Карабаха, азербайджанской территории, контролируемой армянскими сепаратистами.
- С введением в строй нефтепровода БТД сможет ли Азербайджан помочь Европе снизить энергетическую зависимость от России?
- Мы не исходили из потребностей Европы при разработке проекта трубопроводов для выхода на международный рынок. Эти потребности дают о себе знать в тот момент, когда наша система вступает в строй, что является счастливым совпадением. С помощью нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан мы сможем в этом году ежедневно поставлять миллион баррелей. Газопровод, идущий через Турцию в Грецию, уже готов, начата эксплуатация огромного месторождения Шах-Дениз, содержащего 1 трлн кубометров газа. В ноябре мы договорились с Европейским союзом о стратегическом партнерстве в энергетической области, и теперь Азербайджан стал надежным источником энергии для Европы.
- После того как "Газпром" в два раза повысил цену на газ, поставляемый в Азербайджан, вы прекратили импорт. Каковы ваши отношения с Россией в энергетической сфере?
- Мы очень тесно сотрудничали с Россией, импортируя газ для наших теплоэлектростанций. Но когда она увеличила цену со 110 долларов за тысячу кубометров до 235 долларов, мы отказались и приняли решение снабжать наши электростанции нефтью, которую мы экспортируем через Россию. Наше сотрудничество с "Газпромом" в газовой сфере прекратилось. Мы от этого не страдаем, хотя и хотели бы продолжать его по прежним ценам.
- Все больше появляется признаков подготовки войны против Ирана. Опасаетесь ли вы американских атак на иранские ядерные установки?
- В регионе, который знает много кризисов, необходимо свести к минимуму опасность военного конфликта. Любая вероятность военных операций нас тревожит. Это было бы тяжелой ошибкой и катастрофой для всего региона.
- Что будет делать ваша страна в случае американской атаки? Дадите ли вы разрешение на вылеты с вашей территории?
- Мы никогда не сделаем ничего, что могло бы омрачить отношения с нашими соседями. У нас очень хорошие отношения с Ираном, где проживают около 30 млн азербайджанцев.
- Одобряете ли вы санкции против Ирана, введенные Советом Безопасности ООН?
- Совет Безопасности ООН вправе решать, как считает нужным, но не думаю, что санкции будут эффективными. Нередко у таких мер больше негативных, чем позитивных последствий.
- Иран иногда обвиняют в разжигании религиозного экстремизма в Азербайджане. Так ли это?
- Тема религиозного экстремизма нас не беспокоит. Мы - светское государство и по конституции, и по образу жизни. В Азербайджане очень терпимо относятся ко всем религиям и всем национальностям.
- Переговоры с Арменией по Нагорному Карабаху идут уже двенадцать лет, и прогресса достигнуть так и не удалось. Почему?
- Причина отсутствия прогресса - в малоконструктивной позиции Армении, нарушающей международное право и оккупировавшей 20% нашей территории, проведя там этническую чистку. Так называемый референдум по конституции, организованный в декабре в Нагорном Карабахе, абсолютно незаконен. Все международные организации его осуждают и поддерживают принцип территориальной целостности Азербайджана. Армения должна понять, что мы никогда не допустим независимости этой территории.
- Что вы предлагаете?
- Мы предлагаем максимально расширенную автономию в составе Азербайджана. Но она им не нужна. Они рассчитывают на поддержку международного сообщества и армянского лобби, но это временное решение. Армяне должны отдавать себе отчет, что потом они не получат то, что могут получить сегодня. Они ошибаются, стремясь выиграть время, потому что соотношение сил меняется в нашу пользу. Благодаря углеводородам наша страна значительно усиливается. Наша экономика в семь раз превосходит армянскую. Наш военный бюджет в этом году равен ВВП Армении - миллиард долларов вместо 150 миллионов три года назад. Мы не можем вести переговоры вечно.
- Допускаете ли вы вариант военного решения?
- Для нас Нагорный Карабах - проблема номер один. Очевидно, что наше экономическое могущество и наш политический вес однажды позволят нам освободить наши земли. Мы бы предпочли сделать это мирным путем, не вступая в войну. Но если других средств не будет... Посмотрим.
- Ситуация с правами человека в Азербайджане подвергается частой критике, особенно со стороны Совета Европы. Что вы можете ответить на эту критику?
- Мы хотели вступить в Совет Европы еще шесть лет назад, мы выполняем все обязательства. Прежде чем судить о нашей ситуации, надо учитывать нашу региональную среду и уровень экономического развития. Многие проблемы, за которые нас критиковали несколько лет назад, уже исчезли, в том числе политические заключенные или демократический процесс. Когда критика оправданна, мы ее принимаем, если она способствует нашему развитию. Соглашение, подписанное с ЕС в ноябре, касается также и прав человека. Мы взяли на себя такие обязательства, потому что хотим соответствовать критериям, действующим внутри ЕС.
- Чего вы ожидаете от визита в Париж?
- Мой первый после избрания визит за границу состоялся в январе 2004 года, во Францию. У нас прекрасные двусторонние отношения, и это еще одна возможность их углубить и расширить в торговой сфере. Французские компании процветают и могли бы еще активнее работать в нашей стране, где разрабатывается много проектов развития инфраструктуры. Наши дружеские связи должны быть им выгодны.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях