The New York Times | 30 января 2007 г.
Европа сопротивляется США в ограничении связей с Ираном
Стивен Вейсман
Европейские правительства сопротивляются требованиям администрации Буша, чтобы они ограничили поддержку экспорта в Иран, блокировали сделки и заморозили активы некоторых иранских компаний, утверждают источники на обеих сторонах. Сопротивление грозит новым отчуждением между Европой и США из-за Ирана.
Представители администрации говорят, что новая попытка Америки уменьшить экспорт в Иран и пресечь его финансовые сделки направлена на дальнейшую коммерческую изоляцию Ирана на фоне появления первых признаков того, что международное давление нанесло ущерб добыче нефти Ирана и его экономике. Есть также сообщения о росте политического инакомыслия в Иране.
В декабре отказ Ирана закрыть свою ядерную программу заставил Совет Безопасности ООН ввести экономические санкции. Отпор Ирана основан на утверждениях, что его ядерная программа носит мирный характер, тогда как США и другие страны полагают, что Иран планирует создать оружие.
Вопрос теперь в том, как будет выполняться резолюция, если Европа сопротивляется призывам Америки к быстрым действиям, ссылаясь на технические и политические проблемы, касающиеся крепких экономических связей Европы с Ираном и его нефтяной отраслью.
"Мы говорим европейцам, что им нужно сделать гораздо больше того, что они сделали, чтобы максимизировать давление на Иран, - сказал высокопоставленный источник в администрации. - Ответ европейцев в экономическом отношении довольно слаб". Требования Америки и ответы Европы предоставили 10 разных чиновников, среди которых были и сторонники, и противники американского подхода.
Один из парадоксов новой ситуации, отметили европейские и американские источники, заключается в том, что многие европейские банки по собственной воле начали сокращать сделки с Ираном, отчасти из-за запрета американского министерства финансов использовать доллары в сделках, связанных с двумя ведущими иранскими банками.
Американское давление на европейские правительства, в отличие от банков, менее успешно, отметили американские и европейские источники.
Главными мишенями являются Италия, Германия, Испания, Австрия, Нидерланды, Швеция и Британия, имеющие широкие деловые связи с Ираном, особенно в сфере энергии. Однако источники в администрации сообщили, что канцлер Германии Ангела Меркель, возглавляющая сейчас Европейский союз, реагирует быстро.
У Европы больше коммерческих и экономически связей с Ираном, чем у США, которые разорвали отношения с этой страной после революции и захвата заложников в 1979 году.
Администрация утверждает, что европейские правительства в 2005 году предоставили Ирану 18 млрд долларов государственных кредитных гарантий. В прошлом году цифры уменьшились, но незначительно, утверждают американские и европейские источники.
Представители США говорят, что европейские правительства, возможно, демонтируют незаконный бизнес, но должны сделать больше, чтобы прекратить подобные сделки вовсе. Министр финансов Генри Паулсон заявил, что США передали европейцам названия как минимум 30 подставных компаний, связанных с терроризмом или оружейными программами.
"Они говорят нам, что у них нет инструментов, - заявил высокопоставленный американский источник. - Наш ответ: найдите".
"Мы хотим выдавить иранцев, - заявил европейский источник. - Но в Европе существуют разные степени политической воли относительно времени закручивания гаек. Для Европейского союза нелегко делать то, чего хотят США".
Другой европейский чиновник сказал: "Мы будем очень осторожны с тем, чего хочет от нас американское министерство финансов. Мы видим, что банки замедляют свой бизнес с Ираном. Но из-за того, что вовлечены огромные интересы европейского бизнеса, мы должны быть очень осторожными".
Европейские чиновники утверждают, что, помимо политических и деловых интересов, в Европе имеются правовые проблемы, так как у европейских правительств нет инструментов, примененных американским министерством финансов на основе ряда американских статутов, чтобы заморозить активы или заблокировать сделки на основании с секретной разведывательной информации.
Неделю назад, 22 января, европейские министры иностранных дел собрались в Брюсселе и договорились о мере, которая может привести к законодательным нормам, аналогичным экономическим санкциям, законам и президентским директивам, применяемым в США, утверждают разные источники. Но непонятно, как далеко зайдут эти законы, когда они будут приняты.
Американская попытка оказать экономическое давление на Иран согласуется с другими формами давления, включая арест иранских оперативников в Ираке и отправку американских военных судов в Персидский залив.
Представители США отказываются исключить военную операцию. В интервью National Public Radio президент Буш заявил, что США "жестко ответят", если Иран втянется в насилие в Ираке, но он не имеет в виду, "что мы вторгнемся в Иран".
Несколько европейских чиновников заявили в интервью, что, по их мнению, у США и Саудовской Аравии есть неписанное соглашение увеличивать добычу нефти и сбивать цены, чтобы усиливать давление на Иран, экономическая состоятельность которого зависит от нефти. Ни один источник не подтвердил, что соглашение существует.
Администрация Буша призывает Европу наращивать усилия в экономическом плане в рамках подписанного два года назад трансатлантического соглашения, по которому США обязались поддержать европейские переговорные усилия по урегулированию кризиса вокруг иранской ядерной программы.
Обычно, утверждают американские источники, европейские компании, ведущие бизнес с Ираном, получают кредиты от европейских банков, а затем - европейские государственные гарантии кредитов, поскольку эти сделки сопряжены с рисками.
Как явствует из документа, который используется в дискуссиях между Европой и США и ссылается на Международный союз страхователей кредитов и инвестиций, крупнейшими в Европе поставщиками таких кредитов в 2005 году были Италия (6,2 млрд долларов); Германия (5,4 млрд); Франция (1,4 млрд); Испания и Австрия (по 1 млрд долларов каждая).
Помимо покупки нефти у Ирана, европейские страны экспортируют машины, промышленное оборудование и товары, по их утверждениям, не имеющие военного применения. Европейцы также утверждают, что суды отменили прежние решения о прекращении сделок, основанные на секретной информации.
Как минимум пять иранских банков имеют отделения в Европе, которые ведут сделки с европейскими банками, утверждают американские и европейские источники.
В число этих пяти входят банк Saderat, объявленный в прошлом году Соединенными Штатами причастным к финансированию терроризма "Хизбаллы" и других группировок, и банк Sepah, названный в январе причастным к финансированию баллистических ракетных программ.
В справочнике Американской банковской ассоциации говорится, что в 2004 году банк Sepah имел 10 млрд долларов активов и собственный капитал 1 млрд долларов. У него есть отделения во Франкфурте, Париже, Лондоне и Риме. Посольство США в Риме назвало его привилегированным банком иранской ракетной программы, ведущим документированные сделки с итальянскими и другими банками.
Банк Saderat имел в 2004 году активы в 18 млрд долларов и собственный капитал 1 млрд долларов, говорится в справочнике Американской банковской ассоциации. Еще три иранских банка - Mellat, Melli и Tejarat - не названы участниками противозаконной деятельности, но многие европейские источники ожидают, что американское министерство финансов в будущем примет меры и против них.
Европейские источники сообщают, что Еврокомиссия соберется в середине февраля и утвердит меру, открывающую путь к замораживанию активов и блокировании банковских сделок 10 иранских компаний и 12 частных лиц, названных в приложении к резолюции 1737, принятой Советом Безопасности в декабре.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях