The Weekly Standard | 30 января 2008 г.
Кто потерял Украину?
Рейбен Ф. Джонсон
Еще не поздно задаться этим вопросом
Если только вы не прячетесь где-то в пещере или не распределяете гуманитарную помощь ООН в Северной Корее, то знаете: главный спор в рамках избирательной кампании США сейчас касается того, кто сумеет предложить самый сексапильный пакет стимулов для экономики. И Обама, и Клинтон в ходе предвыборного поединка выдвинули собственные планы. Тем временем Конгресс предложил свой проект, поддержанный обеими партиями: налогоплательщикам разошлют чеки, чтобы поощрить их к дополнительным тратам для оживления экономики.
Растущая обеспокоенность состоянием американской экономики доминировала в кулуарных разговорах на ежегодном Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария), а также в репортажах журналистов с этого мероприятия. Давосский форум - странный гибрид всех халявных мероприятий для прессы, включающий в себя выступления звезд Голливуда и знаменитых музыкантов, речи лидеров государств и, конечно же, участие бывшего политика, а ныне кинематографиста и пророка, предостерегающего об опасности глобального потепления, - Ала Гора.
В нынешнем году в Давос, как обычно, прибыла клика российских олигархов: в мероприятии этого года приняли участие около 2 тыс. различных ведущих политиков и бизнесменов. Еще с советских времен российское присутствие в Давосе преследовало одну-единственную задачу - доказать, как много эта страна значит для мирового экономического сообщества. В нынешнем году особая миссия российской делегации состояла в том, чтобы обрушить на аудиторию лавину статистических данных и мастерски сработанных презентаций, демонстрирующих, что Кремль все более расширяет контроль над всем крупным бизнесом в России, а также настоять, что Западу нечего тревожиться из-за отсутствия хоть каких-то подлинных реформ в духе свободного рынка.
Если западные столицы и не тревожатся, то некоторые государства все же вынуждены нервничать из-за России - в том числе ее соседка, бывшая советская республика Украина. Россия делает все от нее зависящее, чтобы попытаться удержать Украину на орбите Москвы; у России есть долгая традиция применения грязных уловок, дабы обеспечить, чтобы это ныне независимое государство оставалось страной-вассалом.
При Путине были приняты некоторые довольно крайние меры для того, чтобы не допустить прихода к власти человека, который ныне является президентом Украины, - прозападного Виктора Ющенко. В том числе было предпринято покушение на его жизнь во время предвыборной кампании 2004 года - Ющенко пытались отравить высококонцентрированной (и в обычных условиях смертельной) дозой диоксина; это дело пока не раскрыто.
Сохраняются вопросы, кто, собственно, был истинным виновником - украинский агент, действовавший в интересах Москвы, либо сама российская ФСБ. В любом случае тот факт, что покушение не удалось, вероятно, заставил российские спецслужбы использовать намного более смертоносное и вдобавок радиоактивное вещество - полоний-210 - когда настало время для ликвидации Александра Литвиненко, проживавшего в Лондоне критика Путина.
Как Москва оправдывается за убийства политиков-кандидатов на выборах и тех, кто ее критикует, за границей? На давосском форуме первый вице-премьер Дмитрий Медведев, прямой наследник российского президента Путина, сказал собравшимся делегатам: "Мы не заставляем кого-либо любить Россию. Но мы никому не позволим причинять России вред".
Если шаги вроде недавних о чем-то свидетельствуют, под "причинением вреда" подразумевается любое действие, которое уменьшает ее влияние на постсоветском пространстве. В том числе обеспечение того, чтобы российские войска оставались на территории бывших советских республик, даже если последние ныне являются независимыми государствами. В 1999 году президент Борис Ельцин пообещал на саммите ОБСЕ в Стамбуле, что к январю 2004 года с двух баз России в Республике Грузия будут выведены все российские войска.
Когда этот крайний срок в 2004 году, наконец, наступил, грузинская сторона предложила тогдашнему министру обороны России Сергею Иванову еще три года на завершение вывода войск. Иванов ответил с традиционной сговорчивостью и великодушием, какие Россия демонстрировала по таким вопросам на протяжении своей истории, заявил, что ему требуются не три года, а все 11.
Отчего Иванов потребовал на переезд более десяти лет, было непостижимой загадкой. На базах было размещено всего 4500 военнослужащих, причем большинство - местные контрактники, у которых не было бы причин оставлять свои дома в Грузии и перебираться в Россию. Негрузинский контингент, которому понадобилось бы действительно переселяться назад в Россию-матушку, составлял не более 200 человек. Тем временем Москва всеми силами пыталась вернуть военную технику с этих баз в Россию, хотя по условиям договора об упразднении СССР большая часть этой техники принадлежала грузинской стороне.
Последние российские войска были в итоге выведены в ноябре 2007 года, но российские военные-миротворцы до сих пор размещены в провинциях, отколовшихся от Грузии, - Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, российские ВВС продолжают вторгаться в воздушное пространство Грузии, а однажды даже уронили ракету "Радуга Х-58" (AS-11 Kilter), которая не разорвалась и упала неподалеку от деревни примерно в 60 км северо-западнее Тбилиси.
Украина находится в еще более опасном положении, чем Грузия, но риск менее заметен извне. Сейчас, после того как пост премьер-министра заняла неоднозначная фигура - Юлия Тимошенко - ставки в игре возросли. Когда в январе 2005 года Ющенко вступил в должность президента, он назначил премьером Тимошенко. В то время этот выбор казался логичным, так как Тимошенко и ее партия были верными соратниками Ющенко во время "оранжевой революции", которая и привела его к власти.
Спустя семь месяцев Тимошенко была отстранена от занимаемой должности. Ее деятельность на посту премьера была оценена неоднозначно: так, Тимошенко приняла ряд сомнительных экономических мер. Самой нашумевшей было внезапное изменение обменных курсов валюты на Украине, в результате коего местная валюта, гривна, укрепилась ко всем иностранным валютам на 15%. Это был замечательный "подарок" для населения, покупательная способность которого увеличилась, но катастрофа для способности страны привлекать иностранные инвестиции. Транснациональная компания, собиравшаяся вложить в некий деловой проект 5 млн долларов, вдруг обнаруживала, что теперь ей нужны 6,5 млн.
В результате этого и других непродуманных решений на Украине резко подорожали почти все товары и услуги первой необходимости, особенно недвижимость. Слово на букву "г" ("гиперинфляция") никто произносить не желал, но в 2006 году - согласно рейтингу городов мира по стоимости жизни, составленному Mercer Consulting, - Киев перепрыгнул на 33 ступеньки вверх, сделавшись из 54-го по дороговизне города мира (в 2005 году) 21-м; в историческом масштабе это один из крупнейших скачков на протяжении одного года.
Теперь Тимошенко снова занимает кресло премьер-министра; в украинском парламенте - Раде - она имеет большинство голосов с крохотным - всего два мандата - перевесом. В период междувластия постоянная ползучая инфляция превратила Киев в один из самых дорогих городов всей Европы. Это обстоятельство в сочетании с хищной Таможенной службой, на фоне которой некоторые африканские клептократии кажутся белыми и пушистыми, сделало цены в Киеве на импортное красное вино, упаковку соуса Barilla и вообще большую часть иностранных продуктов просто грабительскими. Ситуация вот-вот еще более ухудшится, так как Тимошенко решила предпринять все от нее зависящее для отталкивания иностранных бизнесменов и туристов, заявив таможенникам и налоговой инспекции, что за ближайшие 6 месяцев они должны утроить собираемые ими доходы. Фактически обоим ведомствам сказано, что теперь им дан карт-бланш на то, чтобы красть, грабить и вообще присваивать все, что получится, из собственности тех, кто пытается импортировать на Украину товары или заниматься бизнесом в ее пределах.
Но это еще не все. В начале января новый премьер приступила к выполнению программы по компенсированию гражданам Украины финансовых потерь, которые они понесли, когда СССР распался и их банковские вклады в советских рублях обесценились, практически испарившись. Многие люди держали в банках по 10 тыс. рублей или больше (в тогдашней экономике это было эквивалентно современным 10 тыс. долларов) и в 1990-е увидели, что лишились этих сбережений.
Теперь многие граждане Украины будут получать от центрального правительства выплаты, якобы компенсирующие часть ущерба, но речь идет о почти символических суммах. Гражданин Украины может получить максимально 1 тыс. гривен (около 200 долларов); но в рамках программы в ближайшие несколько лет будут выплачены 26 млрд долларов, 1,2 млрд из которых - в нынешнем году.
Экономический аналитик из "Тройки-Диалог" Антон Струченевский раскритиковал этот шаг как популистский, "способный дестабилизировать экономику и повлечь за собой гиперинфляцию". Согласно прогнозам, заложенным в официальном государственном бюджете Украины (известно, что эти прогнозы вуалируют все негативные предсказания), в 2008 году инфляция составит 9,6%, но независимые аналитики утверждают, что куда более реалистичный показатель - 15% как минимум. В период, когда почти весь мир пытается стимулировать развитие своей экономики и сдержать инфляцию, Украина, по-видимому, делает обратное.
По-настоящему следует опасаться, что, если цены поднимутся намного выше своего и так уже астрономического уровня, поддержка прозападного курса Ющенко и Тимошенко может прекратиться. В таком случае, когда в начале 2009 года на Украине будут проведены президентские выборы, пост президента легко сможет занять кандидат, которого предпочитала Москва на выборах 2004 года, лидер "Партии регионов" Виктор Янукович, так что Россия обретет соседа, который во всем станет ее марионеткой.
На взгляд некоторых, это поглощение уже началось. 17 января Александр Галака, начальник Главного управления разведки Минобороны Украины, был беспардонно уволен. Галака был одним из подлинных героев "оранжевой революции" - он сыграл ключевую роль для того, чтобы народное восстание не вылилось в бойню типа событий на площади Тяньаньмэнь.
Отстранение Галаки - прозападного военного, который, пожалуй, больше всех своих коллег сделал для того, чтобы приблизить Украину к сотрудничеству с НАТО и не позволить российскому влиянию превратить свою страну в марионеточное государство, - в нынешних условиях кажется опрометчивым шагом.
Пройдет еще год, и люди, вполне возможно, начнут задаваться вопросом: "Кто потерял Украину?" - но поезд к тому времени давно уйдет, как говорится. Руководству США и ЕС следует прямо сейчас побольше задумываться об этом вопросе - и принимать меры - вместо того, чтобы внимать оптимистичным речам российской делегации в Давосе.
Рейбен Ф. Джонсон - постоянный автор DAILY STANDARD
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях