Time | 30 января 2015 г.
Опыт Венгрии наводит на мысль, что Греция последует курсу ЕС в отношении России, но не безвозмездно
Саймон Шустер
Новый лидер Греции теоретически может искать сочувствия разве что в правительстве Венгрии, полагает корреспондент Time Саймон Шустер. Руководители Греции и Венгрии явно заинтересованы в том, чтобы противоречить курсу ЕС в отношении России. Неповиновение Брюсселю - основа их репутации. Но пока венгры настороженно относятся к новому греческому премьеру Ципрасу.
Автор полагает: скорее всего, Ципрас поддержит линию ЕС, если финансовая поддержка из Брюсселя не прекратится. Весной Венгрия тоже вопрошала, разумны ли санкции ЕС против России. Но слова не вылились в дела. Йено Медьеши, старший советник премьер-министра Венгрии Орбана по отношениям с США, заметил, что Венгрия участвовала в дискуссии об эффективности и последствиях санкций. Но "мы часть союза, мы голосовали за каждую санкцию", - отметил он.
Греция уже выразила свою жесткую позицию. В среду, когда ЕС предупредил Россию о новых санкциях в ответ на экскалацию конфликта на Украине, кабинет Ципраса заявил: "Греция не дает согласия". Но на следующий день греки пошли на попятный, говорится в статье.
"Вопрос был не в том, одобряет ли наше правительство новые санкции против России, - написал в своем блоге министр финансов Варуфакис. - Вопрос в том, можно ли заранее ждать от нас определенного отношения, хотя мы даже не сообщали, как относимся к этой теме". В тот же день Греция не стала налагать "вето" на санкции.
"Приоритетная задача греческого правительства, во многом как и венгерского, - не помочь России, а добиться, чтобы помощь со стороны ЕС не прекращалась", - поясняет Шустер. В ближайшие 6 лет Венгрия получит от ЕС более 25 млрд долларов на создание рабочих мест и развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства. Эти деньги были выделены, хотя ЕС резко критикует Орбана за проблемы с соблюдением свободы слова, прав меньшинств и т.п. Для Греции ставки еще выше: она намерена уговорить ЕС списать значительную часть ее долга и изменить условия кредитов.
Политические инструменты Брюсселя для поддержания "либо неэффективны, либо крупные игроки не хотят ими пользоваться", комментирует Ян-Вернер Мюллер (Принстонский университет). Прошлым летом, когда Орбан пообещал отринуть либеральную демократию, ЕС предпочел "кнуту" "пряник" - предложил Венгрии те самые 25 млрд на поддержку экономики.
"На фоне продолжающейся конфронтации с Россией ЕС будет оказываться перед этим выбором гораздо чаще и в более суровых обстоятельствах. Практически любой член блока, считающий, что истеблишмент ЕС его третирует, может дать сдачи, просто намекнув на альянс с Москвой. До украинского кризиса у большинства стран ЕС не было этой возможности - по крайней мере, в таком масштабе", - пересказывает автор слова Мюллера.
Но пока ЕС способен удовлетворять финансовые потребности бедных членов блока, Брюссель сможет сохранять (или покупать) солидарность, заключает Шустер.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях