Berliner Zeitung | 30 июля 2003 г.
Москва видит красный
Йохен Арнтц
Cначала проезжает высшее руководство, затем ? богачи, а потом, и то не сразу, остальные. На улицах российской столицы действуют особые правила ? отнюдь не самые справедливые.
Точно не известно, сколько в Москве красных автомобилей "феррари". Известно только одно: в последнее воскресенье их стало на один меньше. Это неплохая новость. Хотя бы для тех, кто способен к злорадству, если оно имеет основания. Среди тех, кто в воскресенье наблюдал, как красный "феррари" разбился на московской автостраде, таковых было немало. Чтобы понять, почему дым над "феррари" может символизировать справедливость, нужно немного глубже проникнуть в суть московского уличного движения - возможно, жизнь между резервной полосой и обочиной не слишком отличается от российской жизни в целом.
Можно начать эту историю с самого верха и рассказать о том, что для президента Путина, когда он едет с дачи в город, перекрывается все движение. Это случается нередко, потому что он едет по важным и спешным государственным делам, которые иногда бывают настолько неотложными, что его кортеж летит по Кутузовскому проспекту в Кремль со скоростью 160 км в час. Но это не проблема, так как проспект, как уже говорилось, заботливо перекрывается для нескольких важных персон и, кроме того, все окружающие понимают необходимость этой спешки. По крайней мере, так считают в Кремле.
Эту историю можно продолжить с самого низа. Оттуда положение тоже кажется очевидным. Потому как там едут "жигули", "Волги" и "пассаты", последние только по недоразумению избежали утилизации в Германии; там же - грузовики и автобусы, на которых еще сохранились рекламные слоганы немецких туристических фирм. Существует простой закон ? право сильного. Если я мал, я должен уступить; если я большой, мне все позволено. Если я глуп, я стою в пробке; если я ловок, я прорываюсь вперед. Если я не настолько ловок, как хотелось бы, то у меня на автомобиле становится одной вмятиной больше. Это игра, в которую играет каждый. Большое общество равных, все друг другу немного мешают и при этом все полны надежды. Но каждый из них испытывает ненависть к пассажирам машин с мигалками, которые все это устроили.
Машины с мигалками не так просто разделить на категории. Среди них есть маленькие японские автомобильчики, чьи водители каким-то образом получили разрешение на установку мигалки. Наверное, расходы на его получение сравнимы со стоимостью "ниссана".
Среди них есть и короли, люди в черных бронированных "мерседесах" с синим проблесковым маячком, федеральными номерами и сиреной - люди ниже Путина, для которых улицы не перекрываются, но которые просто подчиняют себе улицы. А иногда даже тротуары. Их нельзя увидеть, потому что стекла бронированных машин тонированы, они нигде никого не ждут, а со свистом проносятся мимо потока машин по узкой разделительной полосе широких московских улиц. Они живут в ином темпе. И если разделительной полосы не существует, то они ведут себя агрессивно: гудят, мигают, требуют, пока не освободится путь, пока очередной водитель "жигулей" не смирится и не осознает всю важность задач, стоящих перед человеком в черном "мерседесе".
Их превосходства не чувствуют лишь те, кому нет никакого дела до стоящих перед ними задач. Это водители "порше" и "ягуаров", "мазерати", двенадцатицилиндровых автомобилей "Даймлер-Бенц" и "феррари". Машин, которым в Москве делать нечего, но которые именно здесь и продаются. Среди них действует не право сильного, а право самого сильного. Они тоже несутся по Кутузовскому проспекту со скоростью 160 км в час. Часто ночью, всегда с шумом. Днем они висят на хвосте у королей, не отставая от бронированных "мерседесов" с мигалками. Те расчищают себе путь среди "жигулей", а за ними следуют новые русские в спортивных автомобилях. Картина, говорящая сама за себя.
Так было и в прошлое воскресенье, когда какой-то красный "феррари" на хвосте правительственного бронированного автомобиля заставлял другие машины прижиматься к обочине московской окружной дороги. Их водители быстро теряли "феррари" из виду. Однако через некоторое время перед их глазами предстало облако дыма и разбитый красный автомобиль. Его водитель не справился с управлением. Какой-то мужчина в малолитражке признался, что этого момента он ждал не один год - краткого мига справедливости. Наверное, слишком краткого. Водитель разбитого "феррари", живой и здоровый, звонил по сотовому. В этих кругах именно так заказывают себе спортивные автомобили.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях