The Economist | 30 июля 2004 г.
Последние дни ЮКОСа
Редакция
Беззастенчивая экспроприация отвратительна. Это отпугивает инвесторов. Но даже это было бы не столь отвратительно и страшно, как преднамеренный развал одной из лучших в России компаний, замаскированный под уголовное дело.
Две недели назад многие представители российского бизнеса еще надеялись на сделку между ЮКОСом и правительством. Теперь они с грустью осознают, что наиболее вероятное будущее у терпящей бедствие компании - это, как минимум, частичная распродажа - якобы в счет уплаты долгов, а на самом деле для того, чтобы активы перешли в собственность государства практически за бесценок. "А мы вам что говорили!" - восклицают те, кто с самого начала предвидел такое развитие событий.
Остальных окончательно убедило сообщение о продаже предприятия "Юганскнефтегаз", главного промышленного подразделения ЮКОСа. Практически не предоставив ЮКОСу времени, правительство полностью проигнорировало попытки компании договориться о сроках выплаты долга и не отреагировало на предложения бывшего генерального директора Михаила Ходорковского продать свои акции для покрытия долгов компании. Кремль предпочел оттяпать себе самый большой кусок. "Юганскнефтегаз" стоит, по оценкам ЮКОСа, 30 млрд долларов и даже в условиях срочной продажи с аукциона по максимально заниженной цене он принесет примерно на 12-14 млдр долларов больше, чем необходимо для уплаты налогов.
Некоторые неисправимые оптимисты все еще надеются на честный, открытый для всех аукцион. Но власти даже не дают себе труда заявить, что это будет именно так. Назначение одного из ближайших советников Путина Игоря Сечина главой "Роснефти" ясно дает понять намерения правительства.
Несмотря на преследования ЮКОСа, хорошие новости о российском бизнесе продолжают поступать. Немецкая компания Siemens объявила о создании совместного предприятия с "Интерросом". Правительство выставило свой пакет акций компании "Лукойл" на продажу. Ожидается, что их купит американская ConocoPhillips. Такие компании все еще рассматривают проблемы ЮКОСа как что-то касающиеся исключительно ЮКОСа. Но даже самые циничные из инвестиционных аналитиков шокированы жестокостью, с которой эта компания разрушается. И в деловых кругах не стихает вопрос:"Кто следующий?"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях