The New York Times | 30 июля 2008 г.
Реактивный рюкзак: от комиксов до полетов во дворе
Джон Шварц
Подняться над землей с помощью "реактивного рюкзака" - все равно что осуществить в мечту. Очень, очень шумную мечту.
Во вторник изобретатель из Новой Зеландии представил "первый в мире применимый на практике реактивный рюкзак" на грандиозном авиашоу, проводимом здесь ежегодно. Автор изобретения, 48-летний Гленн Мартин, который 27 лет занимался разработкой этого прибора, намерен в следующем году начать его продажу по цене 100 тысяч долларов за штуку.
"Ничто не может сравниться с той мечтой, воплотить которую позволяет реактивный рюкзак", - заявил Роберт Дж. Томпсон, директор Центра телевидения и популярной культуры при Университете Сиракуз (Bleier Center for Television and Popular Culture). Он назвал это "самой дерзкой мечтой человечества".
Для Мартина "реактивный рюкзак" является воплощением мечты, зародившейся в пятилетнем возрасте в Дунедине в Новой Зеландии. Для тех, кто помнит детские мечты о полетах и представления о XXI веке из комиксов, "реактивный рюкзак" олицетворяет воплощение мечтаний об обещанных дарах цивилизации.
Бак Роджерс и Джеймс Бонд пользовались реактивными рюкзаками в 1960-х, и несколько моделей настоящих "реактивных рюкзаков" были сделаны из металла и пластика с использованием реактивного топлива. Однако ни один из них не летал больше минуты. Аппарат Мартина может продержаться в воздухе 30 минут.
На первый взгляд он не был похож на классические реактивные рюкзаки из научной фантастики. Он примерно пять футов в высоту, и его роторы помещены в два больших футляра, немного напоминающих кексы. Он держится на трех ножках.
"Если кто-то скажет: "Я не куплю реактивный рюкзак, пока он не уменьшится до размеров моего школьного ранца и при этом будет иметь турбинный двигатель", - ничего страшного, - отметил он. - Но в жизни вам больше не представится возможность прокатиться на реактивном рюкзаке".
Это не реактивный летательный аппарат в прямом смысле слова. Мартин признал, что роторы приводит в движение поршневой двигатель, который работает на бензине. "Этот прибор летает благодаря реактивной струе воздуха", - говорит он. Короче, главное, что он летает.
Во время испытаний во дворе дома приятеля Мартина реактивный рюкзак взмыл ввысь, как будто ему не терпелось пуститься в полет, оставив за собой облако пыли и скошенной травы.
С помощью двух винтов и двигателя мощностью 200 лошадиных сил у меня за плечами, ревущего как целое полчище газонокосилок, я чувствовал себя так, будто я лечу сам, с помощью мышц, о существовании которых я не знал раньше. Мне казалось, что я лечу в будущее - и даже более того, в то будущее, о котором мы мечтали, а не которого опасались.
Нажатие на рычаг слева привело аппарат в движение, и он начал полет в нескольких футах над лужайкой. Мартин и его коллеги держали аппарат за поручни и шли за ним, как родители, которые учат ребенка ездить на двухколесном велосипеде.
Затем Мартин подал вправо, чтобы миновать какое-то оборудование на земле, и подвел "реактивный рюкзак" слишком близко к развесистому дереву. Листву засосало в роторы с резким и противным звуком. К счастью, у нас были запчасти и доступ к мастерской, чтобы заменить поврежденный ротор.
Мартин начал воплощать свою мечту о "реактивном рюкзаке" еще в колледже. Когда он изучал биохимию, он в библиотеке занимался тщательными вычислениями силы тяги и изучением научного подхода братьев Райт к развитию технологий. Позже он работал в фармацевтической и биотехнологической отраслях, но большая часть средств уходила на работу в его гараже. Он собрал сеть энтузиастов, помогавших ему развивать его идеи.
В июне 1997 года, через семь недель после рождения своего второго ребенка, Мартин создал прототип своего летательного аппарата, достаточно мощный, чтобы поднять человека, при условии что он весит меньше 130 фунтов. Поэтому он обратился к своей жене. Я спросил: "Ванесса, что ты делаешь сегодня вечером?".
Миссис Мартин согласилась на роль подопытного кролика. Мартин привязал аппарат к шесту в гараже, чтобы он мог поднять ее, никуда не улетая, и прикрепил к шесту что-то вроде тормоза - на случай, если двигатель окажется мощнее, чем он думал, и привязал супругу к аппарату.
Как она признается сейчас, в глубине души она сомневалась, что вообще оторвется от земли. В то же время она "очень боялась" аппарата, который она называет "чудовищем".
Однако, когда двигатель завелся с угрожающим ревом и ее подняло в воздух, она "вошла во вкус". "Возможно, это лучшее, что было в моей жизни", - сказала она.
Чтобы доказать, что любой может справиться с более поздней моделью аппарата, Мартин назначил своего сына Харрисона, которому тогда было 15 лет, летчиком-испытателем. Слишком молодой, чтобы управлять летательным аппаратом, он научился летать. Проект нужно было держать в тайне, пока он не будет запатентован и разрекламирован должным образом, а потому Харрисону запретили рассказывать о нем друзьям.
"Лучшего секрета и не придумаешь, - сказал он, добавив, что хранить тайну было несложно. - Всю мою жизнь у нас в гараже был реактивный рюкзак, - пожимает плечами Харрисон, которому сейчас 16. - Это просто было одной из тем, которые не обсуждают".
С работающим двигателем и летными кадрами Мартин теперь мог собрать достаточно средств. Он ушел с работы и посвятил "реактивному рюкзаку" все свое время. Вскоре у него уже был венчурный капитал и презентация в PowerPoint.
Нынешняя модель, 11-я по счету, весит около 250 фунтов и может поднять 600 фунтов. Она оснащена системой безопасности, включающей в себя так называемый баллистический парашют, который раскрывается в чрезвычайной ситуации. Такие парашюты используются в небольших самолетах.
Основание, на котором держится аппарат, обладает амортизатором. Центр тяжести двигателей и тела человека оказывается ниже роторов, что создает эффект маятника, не позволяющий устройству перевернуться.
Люди подходят с вопросом: "Это безопасно?", - говорит Мартин. - Безопасность - вещь относительная. Думаю, на данный момент мы проделали большую работу, чтобы сконструировать самый безопасный летающий рюкзак из всех, когда-либо созданных".
Пока, по его словам, группа его разработчиков не поднимала летательный аппарат выше, чем на шесть футов над землей. "Мы сделали это намерено", - пояснил он, чтобы убедиться, что они полностью контролируют устройство, прежде чем подняться на нем на более опасную высоту. "Если вы можете подняться на 3 фута над землей, вы сможете летать и на высоте 3 тысячи футов", - полагает он.
Всего 12 человек летали на аппарате, и не один из них не провел в воздухе больше трех часов. Мартин намерен поднять его на высоту 500 футов в течение полугода. На этот раз, сказал он с улыбкой, первым будет он сам.
Мартин добавил, что не имеет представления о том, как можно будет использовать этот аппарат, но он оптимист. Он повторил историю о Бенджамине Франклине, который на вопрос о том, какая польза от теплового аэростата, ответил: "Какая польза от новорожденного ребенка?".
На показе во вторник собралась большая толпа и смотрела, как Харрисон поднял аппарат на несколько футов над землей - чуть выше голов наблюдателей.
"Это немного разочаровывает", - заметил Боб Оливер, отставной пилот из Аламо, штат Калифорния. Но Йозеф Теваарверк, который участвовал в разработке двигателя летательного аппарата, заметил, что полет первого самолета продлился всего 12 секунд, и добавил: "Хотели ли вы бы оказаться там, когда братья Райт запустили его?".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях