The Observer | 30 июля 2012 г.
Владимир Путин: от репрессий к абсурду
Редакция
В реакции Кремля на дело Pussy Riot газета The Observer видит признаки нарастающей шаткости его позиций. "Показательному процессу" над тремя участницами группы посвящен редакционный комментарий. Издание напоминает, что слушания пройдут в том же суде, который в свое время вынес приговор Михаилу Ходорковскому, однако реакция общества на эти два процесса принципиально различается: дело Pussy Riot, в отличие от дела Ходорковского, "вызвало шок и негодование простых россиян", утверждает The Observer. Сегодняшние слушания, с точки зрения газеты, переводят преследование Pussy Riot "в область абсурда".
Само название коллектива несет в себе "вызов Путину - лидеру, который сильнее всех в мировой политике выставляет напоказ свой мачизм", пишут авторы публикации. Та форма протеста, которую избрали Pussy Riot, приводит власть в замешательство: вместо "лозунгов и агиток", с которыми "Путин и его приспешники" умеют справляться, у Pussy Riot "искусство, танцы и перформансы... Такое впечатление, что Pussy Riot, заплатив очень высокую для себя цену, смогли заманить Путина в ловушку, в свой мир озорства, выдумок и карнавальности".
До недавнего времени протестные акции вроде этой не представляли для Путина проблемы. Но теперь все изменилось, для него "настали опасные времена": экономический спад, обусловленный падением цен на нефть и оттоком капитала, вкупе с растущим имущественным расслоением и ухудшением ситуации в сфере социального обеспечения вызвали рост недовольства политической элитой и падение личного рейтинга Путина. Причем не только среди "студентов и интеллигенции", которых можно было "переловить и объявить агентами Запада"; недовольство стали проявлять представители "среднего класса, делового сообщества и даже олигархии".
"Беда Путина в том, что Россия изменилась, а он остался прежним; хуже того, он сопротивляется будущему. Он, например, не осознает значения интернета, отмахиваясь от него как от "на 50% состоящего из порнографии"... Его пониманию не доступны первопричины "арабской весны" и нынешнего восстания в Сирии. Чем дальше, тем больше он выглядит старым лидером, чей политический репертуар не отвечает требованиям времени. Старые приемы, похоже, не срабатывают".
"Иногда самые символичные события, знаменующие сейсмический сдвиг, происходят в самых неожиданных местах", - говорится в статье. Ее авторы не исключают, что для Путина такой момент настал в ноябре прошлого года, когда его "освистали" в Олимпийском - "за несколько месяцев до того такое невозможно было представить". Сверившись со "старым сценарием", российское государство "исполнило классическое па" и отредактировало видеозапись, так что неодобрительные восклицания из нее исчезли - в телевизионном варианте, но не на YouTube.
"На данный момент Путин по-прежнему недосягаем и прочно стоит на ногах. В ответ на растущее беспокойство он усиливает репрессии, - пишет The Observer, подразумевая законодательные инициативы последнего времени. - Репрессии будут давать результат до тех пор, пока тревога и гнев не переместятся с периферии российского общества в его центр. Этого пока не произошло. Но в основе политического могущества лежат доверие [к его обладателю] и уверенность [в нем]. Это хрупкая экосистема, если должным образом не учитывать предупредительные сигналы, она может развалиться... Если группа ярких, не скрывающих своих убеждений женщин своими действиями запустит процесс ухода самого мачистского политического лидера в мире, это будет ирония судьбы в самом что ни на есть отчетливом проявлении", - заключает газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях