The New York Times | 30 июня 2004 г.
Нефть и газ приводят японские деньги на российский Дальний Восток
Джеймс Брук
В глубоком сухом доке сотни рабочих в оранжевых жилетах и касках работали в лесу стальной арматуры, закладывая бетонные основы двух платформ по производству нефти и газа, которые скоро поднимутся на высоту 20 этажей.
"Японское участие огромно", - заявил Дэвид Грир, проектный директор компании Sakhalin Energy Investment, в понедельник, незадолго до официального открытия российскими властями сухого дока - это часть проекта стоимостью 150 млн долларов, осуществляемого в порту Восточный.
Двум японским компаниям - Mitsui & Company и Mitsubishi Corporation - принадлежит 45% Sakhalin Energy. Убедившись в жизнеспособности проекта, стоимость которого может достигнуть 10 млрд долларов, четыре японских компании по производству электроэнергии и газа подписали долгосрочные контракты на покупку в России сжиженного газа.
Японский капитал снова пересекает Японское море и приходит на российский Дальний Восток. На протяжении большей части последнего десятилетия Япония со стороны наблюдала за тем, как Китай и Южная Корея приходят на дальневосточные земли, богатые ресурсами, но бедные капиталами.
В прошлом году, во многом благодаря инвестициям в энергетику на Сахалине, Япония стала крупнейшим национальным инвестором в регионе. По сравнению с японскими инвестициями, достигающими 820 млн долларов, американские вложения в 100 млн долларов выглядят каплей в море.
Одновременно торговля Японии с Россией в прошлом году выросла на 42%, а японский экспорт почти удвоился.
На протяжении столетия после того, как Япония победила Россию в Русско-японской войне 1904-1905 годов, отношения оставались натянутыми. Тихоокеанское побережье России усеяно укреплениями, предназначенными для отражения атаки японцев. Но в связи с процветанием Китая Россия испытывает неуверенность в связи с Дальним Востоком, составляющим 36% ее территории, где живет 5% населения страны.
В процессе геополитического сдвига, имеющего экономические последствия, японцы внезапно стали самыми любимыми азиатами в азиатской части России. Ради развития туризма и инвестиций губернаторы региона лоббируют в Москве разрешение японцам посещать Дальний Восток без виз.
17 июля авиакомпания Air Vladivostok должна начать еженедельные полеты из Владивостока в Токио; это единственный прямой рейс, связывающий Токио с российским Дальним Востоком.
Япония, которая в своем потреблении на 85% зависит от Ближнего Востока, стремится к диверсификации.
"Сахалин обладает огромными запасами газа прямо у нашего порога, - заявил президент компании Toho Gas Тоситака Хаякава. - От завода Sakhalin Energy L.N.G. до нас плыть всего несколько дней".
Помимо инвестиций в нефть и газ на Сахалине, уже достигших 5 млрд долларов, Япония заинтересована в строительстве трубопровода протяженностью 2,5 тыс. миль и стоимостью 10 млрд долларов, который пройдет от западной части озера Байкал в современный порт Восточный, на грузовые терминалы Транссибирской магистрали.
Год назад нефтепровод планировалось пустить более коротким и дешевым путем в Китай. Но японцы действовали энергично и предложили оплатить значительную часть расходов по строительству трубопровода. Сегодня лучшими защитниками интересов Японии в Москве являются региональные губернаторы.
"Трубопровод станет Транссибирской магистралью XXI века", - заявил во время недавнего визита в Японию хабаровский губернатор Виктор Ишаев.
Российский президент Владимир Путин еще не сделал официального заявления о направлении трубопровода из-за нежелания обижать Китай.
Многие российские чиновники одобряют план. Российская государственная трубопроводная компания "Транснефть" говорит, что надеется завершить оценку выполнимости этого проекта к концу нынешнего года.
Путин, возможно, откладывает официальное заявление до своего визита в Токио, намеченного на зиму будущего года. Его поездка приурочена к 150-й годовщине первого договора о дружбе и торговле между Россией и Японией.
Имея впереди полгода, дипломаты обеих стран работают над соглашением о четырех спорных островах, которые Сталин отобрал у Японии в последние дни Второй мировой войны. Этот спор не позволяет странам подписать договор об окончании войны, из-за чего многие японские бизнесмены сторонятся России.
Одновременно многие японские компании готовят крупные сделки, о которых будет объявлено в Токио.
После того как в прошлом году продажи автомобилей компании Toyota Motor Corporation в России увеличились втрое, президент Toyota Фуджо Чо заявил, что в ближайшем будущем компания начнет производство автомобилей в России. Россияне, вдохновленные пятью годами экономического роста, начинают засматриваться на японские товары, которые принято считать более дорогими и более качественными по сравнению с китайской и корейской продукцией.
В прошлом году экспорт пива производства компании Kirin Brewery в Россию увеличился втрое.
Несмотря на рост двусторонней торговли, многие скептики отмечают, что он стартовал с очень низкого уровня.
"Хотя тенденция к росту сохраняется, объем торговли Японии с Россией сегодня в 20 раз меньше, чем с Китаем, и в четыре раза меньше, чем с США, - заявила в пятницу на пресс-конференции в Москве министр иностранных дел Японии Ёрико Кавагучи. - Двусторонняя торговля находится на сравнительно низком уровне. Я не считаю это нормальным".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях