Die Welt | 30 июня 2005 г.
"Новый патриотизм" приносит российским кинотеатрам хорошие сборы
Дирк Крампиц
Об этом Маркус Вольф, бывший глава внешней разведки ГДР, не мог даже мечтать. После того как его государство перестало существовать, он был условно приговорен к двум годам тюремного заключения. А потом вдруг посольство Федеративной Республики Германия в России устроило в его честь прием.
Он был приглашен как брат режиссера Конрада Вольфа - ретроспектива его фильмов была представлена публике в рамках Московского международного кинофестиваля (ММКФ). И вот, Вольф по-дружески беседует с немецким послом в старинном дворце русских дворян и ест пельмени. Горячие закуски вместо холодной войны.
Холодная война закончилась, однако Великая отечественная война и ее последствия в России все еще ощутимы. В кинотеатре на фестивале на одной стене красными буквами высвечивается год "1945", на другой - "2005". Германия отмечает окончание войны, Россия - 60-летие Победы.
Впрочем, российское мейнстримовское кино в большинстве случаев отражает не реальные исторические события, а показывает истории отдельных героев, например, в шпионском триллере "Турецкий гамбит" действие разворачивается во время русско-турецкой войны. Сборы этого фильма составили 19,3 млн долларов, и он, таким образом, стал самым кассовым фильмом года. Для сравнения: третья часть "Властелина колец", самой доходной иностранной картины, принесла в прошлом году только 14,1 млн.
Ввиду появления целого ряда фильмов, в основу которых положены выдающиеся события русской истории или, по крайней мере, события, имевшие для России удачный исход, критик Лев Карахан говорит о "новом патриотизме", который посредством кино распространяется в народе. Государству это на руку. Поэтому оно "окольными путями" иногда даже осуществляет финансовую поддержку некоторых импонирующих ему проектов. Фильм "Обратный отсчет" - о террористах, которые захватывают заложников и угрожают безопасности государства, - финансировали российские спецслужбы, говорит Карахан.
Теория заговора или нет, но российский кинорынок процветает. В 2000 году киноиндустрия принесла 35 млн долларов в странах СНГ, доля прибыли от российских фильмов составила 1,5 млн. В первой половине 2005 года общие кассовые сборы составили 161 млн долларов, 53 млн принесли российские фильмы.
Отнюдь не по-геройски, что приятно, выглядит на фоне всех этих благородных воинов на экране антигерой из фильма "Корни". Он помогает русским, живущим в эмиграции, установить связь со своими потерянными родственниками. Если он не находит настоящих родственников, то просит деревенских жителей за деньги сыграть роль "нашедшейся" сестры. Картина вполне экспортная. В этом контексте удивляет то, что очень мало российских фильмов попадает в Германию. "Россия большая, нам незачем выходить на немецкий рынок", - самоуверенно отвечает финансовый руководитель фестиваля Ренат Давлетьяров.
На организацию ММКФ государство выделяет 3 млн долларов, 1 млн дают спонсоры. На фестивале показывают около 350 фильмов и царит семейная атмосфера. Только охранники на входе в кинотеатр, проверяющие каждую сумку (пусть и не очень тщательно), напоминают о том, что в России есть кое-какие внутриполитические проблемы. В центре, где проходит фестиваль, похожем на одно из казино в Лас-Вегасе, кинотеатре "Пушкинский", Чечни на экране нет.
Актуальные фильмы идут в расположенном несколько в стороне "Музее кино". В том же самом здании crazy girls в баре с одноименным названием танцуют стриптиз. Здесь в числе других показывают фильм режиссера Вадима Цаликова "Граждане Беслана". Субтитров нет. Это не большое кино, однако некоторые сцены задевают за живое. Зрители в зале плачут.
Однако ММКФ нет особого дела до маленьких вещей. Москва хочет приобрести международную значимость. "Возможно, через несколько лет мы сможем соперничать с Каннами", - с оптимизмом заявляет художественный руководитель мероприятия Кирилл Разлогов, что звучит не совсем реалистично.
Хотя американцы снова обратили свой пристальный взгляд на Москву. Один из самых удачных блокбастеров, показ которого начнется в Германии в сентябре, - это "Ночной дозор", своего рода русские "Звездные войны". Правда, противостояние добра и зла можно расценить как аналогию холодной войны. Но кинокомпанию 20th Century Fox это не отпугнуло, и она недавно приобрела права на две следующие части фильма. Так же, как и на копию первой части.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях