Financial Times | 30 июня 2008 г.
Американские юристы-тяжеловесы отправились на суд в Москву
Нил Бакли, Джоанна Чанг
Сегодня титаны американской юридической системы будут выступать в московском суде в связи с иском на миллиарды долларов, которые одна сторона пытается взыскать с другой на основании американских законов. Этот иск крайне необычен - даже по меркам российской судебной системы.
Федеральная таможенная служба России предъявила Bank of New York Mellon иск на 22,5 млрд долларов - это дело, связанное с отмыванием денег, имевшим место десять лет назад, грозит далеко идущими последствиями. Ранее полагали, что вопрос уже закрыт.
В 2005 году Bank of New York заключил сделку с обвинением, выплатив 14 млн долларов штрафа - тогда двое выходцев из России, один из которых был вице-президентом банка, признали, что в конце 1990-х годов помогли отмыть российских денег на сумму 7 млрд долларов. Теперь Россия требует миллиарды долларов в счет неуплаченных налогов с этих средств.
Российская таможенная служба привлекла в качестве свидетеля-эксперта Алана Дершовица, профессора права из Гарвардского университета, который консультировал защиту О Джей Симпсона. Кроме того, она наняла Роберта Блэки, автора американского Закона об организациях, подверженных рэкету и коррупции (RICO). Именно этот закон российская сторона пытается использовать в Московском арбитражном суде. Адвокаты Bank of New York воспользовались услугами Дика Торнбурга, бывшего генерального прокурора США и губернатора Пенсильвании.
Данное дело станет важной проверкой, которая покажет, можно ли применять нормы RICO за пределами США. Кроме того, разбирательство продемонстрирует, воплотятся ли в жизнь обещания президента Дмитрия Медведева укрепить независимость российских судов.
Как признал Медведев, российские суды нередко становятся инструментом в руках властей или богатых бизнесменов. Некоторые московские наблюдатели полагают, что дело BNY не зашло бы так далеко без помощи высокопоставленных "спонсора" в правительстве, спецслужбах или в бизнесе - либо человека, имеющего хорошие связи во всех трех сферах.
Юридическая компания Podhurst Orseck из Майами, представляющая российскую сторону вместе с одной из московских фирм, требует 22,5 млрд долларов в качестве возмещения ущерба - эта сумма основана на прямых и косвенных убытках, нанесенных российскому бюджету отмыванием 7,5 млрд долларов. RICO позволяет взимать компенсацию в утроенных объемах в качестве карательной меры.
BNY и ее юристы, фирма Boies, Schiller & Flexner, утверждает, что обвинения в адрес банка безосновательны. По мнению ответчика, нормы RICO нельзя применять за пределами США, а частный арбитражный суд не имеет права выносить решений в области уголовного права.
"Использовать в Московском (арбитражном) суде американский государственный закон наподобие RICO запрещают российское и американское право", - утверждает Джонатан Шиллер, соучредитель фирмы Boies, Schiller & Flexner и главный юрист, представляющий BNY в этом деле. Торнбург поддерживает данный аргумент.
Кроме того, по словам Шиллера, в данном деле нет двух "доказанных" преступлений, которые необходимы для применения RICO. Bank of New York никогда не обвиняли в отмывании денег, он не признавал себя виновным в этом, говорит Шиллер. Банк признавал лишь, что не обнаружил нарушений. Люси Эдвардс, фигурирующая в деле сотрудница банка, а также ее муж Питер Берлин признались лишь в сговоре с целью отмывания денег и нарушении отчетности, но не в самом отмывании денег.
Тем не менее, Дершовиц и Блэки утверждают, что RICO может применяться и за пределами США. Именно этот вопрос, а не само дело, будет рассматриваться на сегодняшних слушаниях - BNY попытается прекратить рассмотрение иска. "Ни в положениях RICO, ни в истории права нет ничего, что запрещало бы российскому суду применять RICO", - говорит Дершовиц. По его словам, "крайне важно", чтобы RICO применялся и за границей.
RICO - это одновременно и уголовный, и гражданский закон, отмечает он, и русские намерены добиться применения именно гражданской его части. "Нам придется доказать, что имело место отмывание денег, но сделать это будет не трудно. При гражданском разбирательстве бремя доказательств гораздо легче, чем при уголовном".
В связи с этим возникает вопрос о том, следует ли BNY создать резерв на случай возможного поражения в деле. Независимый эксперт Кен Томас, нанятый адвокатами российской стороны, в июне направил председателю Федеральной резервной системы Бену Бернанке письмо, в котором предупредил, что решение против 12-го по величине банка США повредит не только ему самому, но и будет представлять опасность для всей системы.
По словам Шиллера, у банка мало активов, которые может затребовать Россия, а взыскать с него ущерб на территории США и многих других стран, где он располагает серьезными активами, будет невозможно из-за доктрины "revenue rule" - властям одного государства запрещено собирать средства по налоговым претензиям других стран.
"США не разрешат, как не разрешали последние 200 лет, применять в Соединенных Штатах налоговое право других государств, - говорит он. - Точно так же, как Россия не ждет, что США начнут собирать налоги на ее территории".
По словам BNY, американские законы требуют создавать резерв лишь в том случае, если потери "вероятны и есть основания их ожидать".
Предыстория
Алан Дершовиц - профессор права Гарвардского института права. Помимо работы в юридической сфере, он известен своими комментариями по поводу арабо-израильского конфликта.
В качестве адвоката в апелляционном суде по уголовным делам Дершовиц успешно оспорил приговор Клаусу фон Бюлову, обвиненному в покушении на свою жену. Кроме того, он консультировал по вопросам апелляции защиту в деле О Джей Симпсона - бывшего игрока в американский футбол и актера.
Дершовиц стал профессором права в 1967 году, в возрасте 28 лет - на тот момент он оказался самым молодым в Гарварде профессором права.
Также по теме:
Россия требует с Bank on New York 22 млрд долларов (The New York Sun)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях