Libération | 30 марта 2001 г.
Соседи Путина под давлением
Вероник Суле
Президент Путин хочет вернуть в лоно России Украину и Кавказ
Проявляя осторожность на внутриполитической арене, Владимир Путин с момента своего избрания президентом год назад занимается активной дипломатической деятельностью. Совершая все новые поездки, российский президент подтверждает тем самым намерение возвратить стране статус, которого она была лишена на протяжении нескольких лет бессилия и унижений. Эти новые амбициозные планы затрагивают прежде всего вопрос о восстановлении ?зоны влияния? перед лицом ?экспансионистских планов? НАТО, которые продолжают оставаться кошмаром для Москвы.
В первую очередь, это касается ?ближнего зарубежья?, иными словами, республик, получивших независимость после развала Советского Союза в 1991 году. Борис Ельцин стоял во главе создания СНГ, Содружества Независимых Государств, объединившего бывшие советские республики, за исключением трех балтийских государств. Однако он отдавал предпочтение развитию отношений с Западом, испытывая удовлетворение от возможности получать масштабную финансовую помощь. Прагматичный Путин с самого начала не верил в этот банковский союз. Президент, в кремлевском рабочем кабинете которого висит портрет Петра Великого, испытывает определенную имперскую ностальгию и высказывается в пользу концепции расширения сферы ?национальных интересов? России.
Зависимость
У России на руках имеется достаточно козырей для возвращения соседних стран в сферу ее влияния. Речь идет о достаточно хорошей экономической ситуации, что стало возможным благодаря росту цен на сырую нефть. Это позволило России укрепить свое экономическое присутствие, свою военную мощь и свои намерения поставлять оружие и людей в страны, переживающие период нестабильности. А также, наконец, и прежде всего, речь идет об энергетической зависимости этих новых государств. В январе этого года Москва лишь на несколько дней прекратила поставки природного газа на Украину и в Грузию. И сразу же начал ощущаться дефицит энергетического сырья. Официально Москва хотела заставить их погасить задолженность за поставки газа. Кроме того, российская сторона обвиняла Киев в хищении газа из трубопровода, проложенного по территории Украины. Москва ?предложила? трансформировать эти долги в участие российских компаний в местных предприятиях энергетического и сырьевого секторов.
Ответная мера
Обвиняемая в оказании содействия чеченским ?террористам?, Грузия стала объектом самых настоящих репрессивных мер. В декабре прошлого года Россия установила визовый режим. Жестокий удар для страны, уже находящейся на грани краха: сотни тысяч грузин работают в России, чтобы прокормить свои семьи, остающиеся в Грузии. Одновременно с этим Москва притормозила переговоры о ликвидации двух своих последних военных баз на территории этой страны. Ловкий политик, президент Эдуард Шеварднадзе, предпочел отступить, по крайней мере, на время, впервые заявив о нейтральном статусе Грузии, хотя до самого последнего времени, к великому неудовольствию Москвы, Грузия заявляла о намерении вступить в НАТО.
С Украиной, самой мощной и стратегически важной из всех бывших советских республик, России просто повезло. Позиции президента Леонида Кучмы, вследствие обвинений в причастности к убийству оппозиционного журналиста, значительно ослабли. Его осуждают внутри страны и все чаще критикуют на Западе. Он оказался в отчаянном положении. Он, кажется, увидел спасительную соломинку в протянутой руке президента Путина. В январе прошлого года в результате подписания ряда договоров, прежде всего в военной области, сближение между двумя странами ускорилось. Русские еще больше упрочили свое экономическое положение: крупный нефтеперерабатывающий комбинат и алюминиевый завод перешли в руки российских компаний. Вместе с тем, до победы в этой партии еще далеко: Киев пока не отказался от своих долговременных планов по вступлению в НАТО, а Вашингтон проявляет заботу о своем протеже.
Сотрудничество
России, таким образом, не составляет особого труда использовать свои козыри, поскольку большинство этих стран все еще переживают серьезные кризисные ситуации. С Белоруссией связи укрепляются по всем направлениям. Для убогой Молдавии Россия играет ключевую роль поставщика энергетического сырья и ?миротворца?. Кремль обещал вывести свои войска из русскоязычного анклава Приднестровья, но теперь Москва предлагает трансформировать их в силу по поддержанию мира в рамках процесса мирного урегулирования, который она патронирует. Наконец, обеспокоенные активизацией деятельности исламистов, страны Центральной Азии, включая и долго сопротивлявшийся Узбекистан, пошли на укрепление военного сотрудничества с Москвой.
?Мы должны избавиться от наших имперских амбиций, но, вместе с тем, лучше определить наши национальные интересы и бороться за них?, - заявил Путин. Это нашло свое выражение в борьбе за восстановление влияния, прежде всего на Украине и на "вожделенном" Кавказе, где американцы еще не сказали своего последнего слова.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях