The Wall Street Journal | 30 марта 2004 г.
Экспорт российской нефти растет, создавая противовес ОПЕК
Грегори Уайт
Российская энергетическая промышленность спешно наращивает свою способность экспортировать нефть, создавая все больший противовес ОПЕК в момент, когда глобальный спрос повышает нефтяные цены.
В то время как цены на нефть преодолевают высокие отметки, завтра в Вене Организация стран-экспортеров нефти пересмотрит планируемое сокращение производства на 1 млн баррелей, намеченное на эту неделю. Хотя некоторые министры опасаются, что высокие цены на энергоносители могут замедлить экономический рост в США и других странах, они отмечают, что нельзя возлагать вину за сокращение мирового производства сырца на повышение цен.
Члены ОПЕК, которые могут официально отменить или отложить сокращение производства, сами превышают квоты, чтобы извлечь выгоду из более высоких цен, и, по всей вероятности, они продолжат это делать. Но крупные источники, не входящие в ОПЕК, в особенности Россия, тоже откликнулись. И Россия, крупный производитель с экономикой, зависимой от нефтяных прибылей, не изъявляет желания содействовать усилиям ОПЕК по регулированию мировых поставок нефти.
"Имеется потенциал для довольно быстрого продолжения роста экспорта, - говорит Дэвид Файз, специалист Международного энергетического агентства, ведущего мониторинг мирового рынка нефти. - На ближайшие два-три года Россия становится ключевым элементом проблем ОПЕК".
Российская промышленность в спешном порядке увеличивает пропускную способность трубопроводов и разрабатывает альтернативные системы доставки, от танкеров и барж до дорогостоящих поставок по железной дороге. По мнению руководителей промышленности и аналитиков, она намерена наращивать экспортную выручку в течение еще нескольких лет.
Обеспокоенная прошлогодними предупреждениями российских нефтяных компаний, что медленное расширение экспортных путей государственной трубопроводной компанией может вынудить их ограничить рост производства, мировая нефтяная промышленность полагает, что рост российских поставок начнет замедляться.
Но хотя проекты по строительству новых трубопроводов затормозились из-за политических разногласий, в последние полгода предпринят ряд менее заметных шагов по наращиванию мощностей. Это позволит России в этом году увеличить экспорт на 15%, то есть примерно на 600 тыс. баррелей в день, и, согласно прогнозам, в ближайшие годы принесет дополнительные прибыли.
"По отдельности эти прибыли незначительны, но, суммируя их, получаешь большие числа", - заявил Пол Коллисон, аналитик нефтяной промышленности московского отделения инвестиционной компании Brunswick UBS.
В Азии, где надежды компании ЮКОС построить трубопровод, идущий в Китай, натолкнулись на желание Кремля транспортировать нефть из региона на тихоокеанское побережье, ЮКОС сосредоточился на увеличении железнодорожных поставок в Китай. В выходные ЮКОС подписал трехлетнее соглашение с Российскими железными дорогами об увеличении поставок в Китай до 300 тыс. баррелей в день в 2007 году, тогда как на этот год запланировано 130 тыс.
Государственная трубопроводная компания "Транснефть" удивила многих, постоянно ускоряя расширение нового порта недалеко от Петербурга и сети труб для транспортировки туда нефти из Западной Сибири. Удвоив в прошлом году пропускную способность этой системы до 850 тыс. баррелей в день, "Транснефть" планирует в этом году ее дальнейшее увеличение и добивается от правительства разрешения на новое расширение в 2005 году.
"Транснефть" работает и над другими путями доставки российской нефти на мировой рынок через Восточную Европу в обход Босфора, пролива, соединяющего Черное и Средиземное моря.
Российские компании, соблазненные высокими ценами на нефть, тоже ищут способы увеличить экспорт. На прошлой неделе компания "Роснефть" разгрузила нефть с большого танкера, стоящего на приколе у арктического побережья России, куда ее доставили небольшие суда. Танкер ускорит загрузку других танкеров, направляющихся в США и Европу, слишком больших для того, чтобы швартоваться в портах региона. По мнению "Роснефти", проект стоимостью 15 млн долларов позволит ежедневно отгружать 300 тыс. баррелей.
"Лукойл" строит возле Петербурга терминал для погрузки нефти и нефтепродуктов в танкеры из железнодорожных цистерн, что позволяет обойти перегруженную систему трубопроводов. Компания модернизирует порты, находящиеся поблизости от ее месторождений на севере России. "Мы постоянно ищем новые пути экспорта", - говорит пресс-секретарь компании Михаил Михайлов.
По словам представителей "Транснефти" рост экспорта позволит России к 2005 году увеличить объем производства с прошлогодних 8,4 млн баррелей в день до 10 млн баррелей в день.
Резкое падение мировых цен может вынудить российские компании отказаться от планов по расширению и сделать многие дорогостоящие способы доставки, например, по железной дороге, невыгодными. Кремль может затормозить увеличение экспорта, если планируемое повышение налогов на нефтяной сектор слишком сильно скажется на доходах. Но пока аналитики считают предложения правительства переносимыми.
Если Россия намерена наращивать объем производства, ей уже в нынешнем десятилетии понадобятся новые крупные трубопроводы. Если уровень производства и дальше будет расти, система не справится с напряжением, заявил Роберт Дадли, представляющий BP в совместном предприятии ТНК-BP.
"Транснефть" утверждает, что ждет одобрения правительством проекта стоимостью 10 млрд долларов, который свяжет Восточную Сибирь с тихоокеанским портом Находка. Этот трубопровод может вступить в строй в 2009 году. Рассматривается также проект, соединяющий нефтяные месторождения Западной Сибири с Мурманском, хотя источники в промышленности утверждают, что проект в Находке правительство рассмотрит быстрее.
Российские чиновники блокируют множество попыток по строительству частных трубопроводов, стремясь оставить "Транснефть" средством контроля над нефтяной промышленностью. В марте российские экспортеры обратились к правительству с просьбой предоставить им приоритетный доступ к нефтепроводам, в которые они инвестируют, но официального ответа пока нет. "Транснефть" утверждает, что при нынешних правилах она не испытывает недостатка финансирования.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях