The New York Times | 30 марта 2006 г.
Газовая сделка возмущает Украину и лишает лидера голосов
Стивен Ли Майерз и Эндрю Крамер
Официальная резиденция управляющего директора компании, получившей контроль над поставками газа на Украину, - это одноэтажный деревянный дом в полуразрушенной деревне, граничащей с недействующим колхозом под Москвой. Пол покрыт грязным ковром, с потолка свисает голая лампочка, а дыры в стене забиты кусками фанеры.
Олег Пальчиков, судя по документам, живет здесь, но жители говорят, что никогда его не видели.
В доме живет 49-летняя Ольга Сахарова со своей матерью и фокстерьером Люсей, и Ольга тоже никогда не слышала о Пальчикове - главе компании стоимостью 7 млрд долларов в год.
"Какой начальник станет здесь жить?" - удивилась Сахарова, узнав, что проживает по одному из немногих известных адресов руководителей таинственной посреднической компании, участвующей в газовой сделке Украины с Россией и оказывающей влияние на политику в Киеве, до которого почти 400 миль.
Компания Rosukrenergo стала посредником в сделке, урегулировавшей январскую конфронтацию между Россией и Украиной из-за цен на газ. Эта сделка спровоцировала обвинения в коррупции и почти наверняка повлияла на слабые результаты президента Виктора Ющенко на воскресных выборах в парламент, где его партия заняла третье место.
Тайны, окружающие компанию, от имен ее владельцев до обстоятельств ее выбора в качестве посредника, отражают постсоветскую смесь политики и бизнеса, до сих пор неизжитую на Украине, несмотря на достигнутый Ющенко и его союзниками прогресс в превращении страны в свободное и демократическое общество.
Юлия Тимошенко, союзница Ющенко по массовым демонстрациям, которые сделали его президентом в 2004 году, вела яростную кампанию против сделки, называя ее примером коррупции руководства партии Ющенко "Наша Украина".
Ее партия получила значительно больше голосов, чем партия Ющенко, и теперь она претендует на то, чтобы возглавлять в парламенте коалицию реформаторских прозападных сил, принимавших участие в "оранжевой революции".
Тимошенко пообещала, что одним из первых ее шагов в должности премьер-министра, если она вернется на пост, который занимала в первые восемь месяцев президентства Ющенко, будет отмена сделки и участия в ней Rosukrenergo.
"Это стандарты кучмизма", - сказала она о сделке в интервью в среду, имея в виду предыдущего лидера Украины Леонида Кучму.
Яростное противодействие Тимошенко сделке напоминает ее рвение в пересмотре скандальных приватизационных сделок времен Кучмы, и оно может затруднить воссоединение коалиции, приведшей Ющенко к власти.
Ющенко и его советники уже встречались со своим яростным противником Виктором Януковичем, партия которого набрала наибольшее количество голосов, 31%, породив слухи о парламентском альянсе без участия Тимошенко. Партия Ющенко в среду заявила, что не присоединится ни к одной коалиции по крайней мере до 7 апреля.
Пересмотр сделки может привести к новому конфликту с Россией из-за поставок газа всего через несколько месяцев после противостояния, которое привело к сбою поставок в Европу, встревожив страны, зависимые от российского и центральноазиатского газа, идущего по украинским трубопроводам.
"Любое соглашение, которое нестабильно, является нежелательным с точки зрения Европы", - заявил Тане Густафсон, аналитик Кембриджской ассоциации энергетических исследований.
Критики сделки отмечают, что нестабильность связана с непрозрачностью сделки, отдающей контроль над газовым рынком Украины в руки малоизвестной компании, связанной с государственной энергетической монополией "Газпром" и неизвестным инвесторами.
Спустя почти три месяца после заключения сделки и владельцы, и операции Rosukrenergo по-прежнему покрыты мраком. Половина компании, зарегистрированной в Швейцарии, принадлежит "Газпрому", а вторая половина - корпорации Centragas, которой управляет австрийский банк Raiffeisen в интересах группы инвесторов, имена которых он не называет, несмотря на давление со стороны американских и европейских властей.
Чиновники России и Украины обвиняют друг друга в том, что они являются бенефициариями компании, и дают противоречивую информацию о том, кто первым предложил подключить к сделке Rosukrenergo.
В начале марта российский президент Владимир Путин заявил журналистам, что этого хотела украинская сторона. Ющенко, по его словам, знает не больше. "Я сам несколько раз обращался к российской стороне за этой информацией, - заявил он на мартовской пресс-конференции. - К сожалению, я до сих пор не получил информации об учредителях этой структуры".
Руководители компании, некоторые из которых работают в "Газпроме", отказались обсуждать этот вопрос. Александр Медведев, директор экспортного подразделения "Газэкспорт" и один из восьми членов совета директоров Rosukrenergo, отрицает, что знает имена неизвестных инвесторов.
Константин Чуйченко, глава юридического департамента "Газпрома" и давний коллега Путина, как и Пальчиков, является директором Rosukrenergo. Глава банковского филиала "Газпрома" Андрей Акимов также входит в совет директоров.
Больше о компании почти ничего не известно. На улице Саксаганского в Киеве есть офис компании Rosukrenergo, но она занимается бензоколонками и, по словам женщины, находившейся в офисе, не имеет никакого отношения к другой компании с тем же названием.
Вольфганг Путчек, член совета директоров Rosukrenergo, представляющий Centragas, заявил по телефону, что у компании есть офис в Москве, но переадресовал вопросы о этом лондонскому пиар-агентству Merlin PR.
Пресс-секретарь агентства Майкл Раммель не смог дать адрес какого-либо офиса и заявил, что руководители не дадут комментариев. В то же время он замолвил словечко в пользу компании: только такая компания, как Rosukrenergo, заявил он, может управлять сложными сделками, необходимыми для поставки газа из России и Туркмении на Украину и дальше, в Румынию и Венгрию.
Информационный вакуум породил пока неподтвержденные сообщения о том, что бенефициарии Rosukrenergo связаны с советниками Ющенко. Сам Ющенко был вынужден опровергать причастность к ней своего брата Петра, который занимается газовым посредничеством.
Хотя многое остается неизвестным, нет больших сомнений в том, что сделка политически ослабила Ющенко, запятнав его репутацию некоррумпированного реформатора. Михаил Винницкий, профессор социологии киевского университета "Киево-Могилянская академия", связывает неудачу Ющенко и успех Тимошенко на выборах с газовой сделкой.
"Ющенко пришел к власти на идее прозрачности, - заявил он. - И вдруг заключает сделку, в которой, несомненно, есть элемент коррупции".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях