Frankfurter Allgemeine | 30 мая 2008 г.
Души Катыни
Керстин Хольм
Победитель не хочет нести никакой ответственности. Российская правозащитная организация "Мемориал" и адвокат потомков польских жертв вот уже три года апеллируют к российской военной прокуратуре, чтобы та квалифицировала массовое убийство польских офицеров и представителей интеллигенции, организованное весной 1940 года советским НКВД, как политическое преступление, - пока что безрезультатно. За обобщающим названием Катынь, местечка в Смоленской области, стоят 20 тысяч польских военнопленных, которые после того, как Советская армия в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа заняла Восточную Польшу, были судимы скорым судом и расстреляны в русских, а также украинских и белорусских лагерях.
После того как Смоленск был отвоеван, советское руководство утверждало (и повторяло это на Нюрнбергском процессе), что поляков убивали немцы. То, что это были советские спецслужбы, российская общественность узнала только благодаря перестройке и гласности. В соответствии с российско-украинско-белорусским соглашением от 1995 года каждая из трех стран обязалась расследовать историю Катыни. Белоруссия и Украина передали свои документы России. Но победа во Второй мировой войне снова стала в России наивысшей добродетелью, которую необходимо защищать, - и в части попыток разоблачения государственных преступлений.
Поэтому военный прокурор, ссылаясь на секретность, отказывает заинтересованным лицам в праве ознакомиться с томами этого дела, которых более 180. Катынское дело было прекращено три года назад. Вместо политического преступления или даже геноцида, как классифицируют поляки, российская сторона пытается представить его как преступления отдельных должностных лиц, совершенные в частном порядке. При этом не называются никакие имена, а дела не расследуются "ввиду смерти обвиняемых". "Мемориал" и адвокат родственников жертв, погибших в Катыни, обжаловали это решение и потребовали реабилитации убитых.
Только что это требование было отклонено судьей с более чем странной ссылкой на то, что соответствующее ходатайство должно быть подано теми, чьи права были нарушены: иными словами, душами убитых? Между тем, согласно букве российского закона о реабилитации, право на защиту интересов жертв террора имеют не только их родственники, но еще и общественные организации. 5 июня возобновится процесс, в котором продолжает жить дух Катыни. Россия хочет унаследовать от советской власти право гордиться ее победой, но отказывается нести ответственность за ее зверства. Поэтому "Мемориал" подал жалобу на российские суды и военную прокуратуру в Суд по правам человека в Страсбурге.
Также по теме:
В кино шагом марш! (El Pais)
Президент Польши посетил Катынь - но не Путина (Süddeutsche Zeitung)
Поляки подают на Россию в суд за расправу в Катыни (The Independent)
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях