Статьи по дате

The Times | 30 мая 2008 г.

Джейк и Дайнос Чэпмены потрудились над "жалкими" акварелями Гитлера

Бен Хойл

Деятельность Адольфа Гитлера в качестве потенциального профессионального художника всегда, в сущности, остается в тени - основное внимание привлекает его последующая политическая карьера. Однако почти через столетие после того, как будущего фюрера отказались принять в венскую Академию художеств, 13 его акварелей с сегодняшнего дня будут экспонироваться в одной из лондонских художественных галерей.

Они являются гвоздем новой выставки Джейка и Дайноса Чэпменов, представителей школы "Молодых британских художников", которые прославились такими работами, как манекены детей с гениталиями вместо лиц, а также "Ад" - серия кошмарных диорам в стиле Иеронима Босха, расставленных в форме свастики. Эта серия погибла в 2004 году при пожаре в запасниках Музея современного искусства в Восточном Лондоне.

Акварели Гитлера, приобретенные Чэпменами анонимно у коллекционеров из разных стран мира (в общей сложности они обошлись в 115 тыс. фунтов), это по большей части скучновато-тщательные пейзажи, а также несколько этюдов малого формата. Братья Чэпмены преобразили работы Гитлера - точнее, как выражается администрация галереи, "аннигилировали" их - нарисовав на заднем плане каждой радуги, психоделические небеса, летающие сердечки и смайлики. Получившийся цикл работ теперь выставлен на продажу за 685 тыс. фунтов. Братья заявили, что не удивятся, если их произведения будут встречены с негодованием, но не согласились с утверждениями, что их творения оскорбляют чувства людей либо являются попыткой нажиться на печальной известности Гитлера.

Выставка, открывающаяся в галерее White Cube в Мэйфейре, называется "Будь Гитлер хипарем, как бы мы все были счастливы" (игра слов: If Hitler Had Been a Hippy How Happy Would We Be). Это отсылка к шутливому предположению, что Второй мировой войны и Холокоста не случилось бы, если бы Гитлер состоялся как художник.

В период с 1910 по 1913 год, пытаясь в Вене пробить дорогу как художник, Гитлер, по его собственным воспоминаниям, написал более тысячи картин.

Первоначально они уходили за жалкие гроши (Гитлер торговал ими на улице и в пивных), но после прихода к власти автора в 1930-е годы стоимость картин резко возросла. Они и доселе привлекают огромный интерес коллекционеров.

Тим Марлоу, директор White Cube по выставочной деятельности, уверяет, что проект братьев Чэпменов - это не попытка возвеличить творчество Гитлера. "Никак нельзя заподозрить, будто они возносят эти работы на какой-то там пьедестал, - отметил он. - Это очень плохие акварели - просто жалкие - а Джейк и Дайнос теперь их аннигилировали. Мы покупали работы анонимно, так как вовсе не хотели повысить спрос на произведения Гитлера".

Творения Гитлера в их первоначальной форме "такие пресные и благостные", что по ним никак нельзя догадаться о чудовищном внутреннем мире автора, заметили братья Чэпмены.

Они попытались воспользоваться этими работами для исследования одной из своих любимых тем - внимания к психологии художника в отрыве от его творчества как такового.

Джейк, младший из братьев, сказал: "Истолковывая произведения искусства, люди непременно ищут в работе признаки, указывающие на некую психологическую травму или обнажающие глубины души художника, вместо того чтобы попытаться уяснить, как устроено само произведение, каким образом оно выполняет свою функцию".

"Когда смотришь на картины Гитлера, пытаешься определить, был ли их автор больным или сумасшедшим, или он заведомо таковым был, поскольку впоследствии перебил семь миллионов человек. Но сами по себе эти работы не содержат ничего оскорбительного для чувств".

Джеймс Смит, исполнительный директор Holocaust Centre (Ньюарк), сказал: "Посредственность и пресность Гитлера как художника свидетельствуют, что для организации геноцида не обязательно быть гением или психопатом, и в этом смысле его картины имеют определенную ценность как памятники истории. Разрисовывание оригиналов для того, чтобы выразить некую мысль о прошлом и его взаимоотношениях с днем сегодняшним, - это, пожалуй, самая осмысленная разновидность вандализма на моей памяти".

Также по теме:

Акварели Гитлера - встреча со злом в Корнуолле (The Times)

Пейзажи кисти Гитлера пойдут с молотка (The Guardian)

Источник: The Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru