Le Monde | 30 мая 2013 г.
Ябруд: невидимая война
Жан-Филипп Реми
В четвертой части своего эксклюзивного репортажа из Сирии специальный корреспондент Le Monde Жан-Филип Реми рассказывает об обстановке в Ябруде - одном из немногих городов, не подвергшихся разрушениям в ходе гражданской войны.
Сирийская революция не обошла Ябруд стороной, говорится в статье. Здесь были и выступления против правящего режима, и аресты протестующих тайной полицией, после которых местные жители сформировали катибы (отряды) и в несколько приемов вытеснили правительственные войска из города. Остатки лоялистов в конечном итоге были отозваны для обороны Дамаска, и Ябруд перешел под контроль Свободной сирийской армии (ССА).
В городе хватает проблем: беженцы из других городов все прибывают и прибывают, цены растут, бензина в обрез. Но войны тут нет.
Группировки повстанцев ведут себя очень скромно, по улицам почти никто не ходит с оружием. Местные жители объясняют странное положение тем, что городская верхушка заключила тайное соглашение с режимом. Положение вещей устраивает всех, считает корреспондент: власти обеспечивают безопасное движение на стратегически важной трассе Дамаск-Хомс, повстанцы избегают еще одного противостояния.
Примерно 40% населения города - христиане. "Сирийские власти сделали все, чтобы собрать вокруг себя религиозные меньшинства в попытке настроить их против суннитского большинства", - говорится в статье. Но в Ябруде все не как везде: здесь сформировалась группа христиан, поддерживающая ССА.
Христиане и мусульмане уживаются друг с другом без проблем, передает спецкор. "Французское и американское правительства, которые на словах так беспокоятся о судьбах меньшинств вроде нас, что они сделали, чтобы нас защитить? - спрашивает один из местных христиан. - Ничего. Здесь нас защищают только наши соседи-мусульмане".
Кажущееся спокойствие нарушается еженедельными манифестациями. Каждую пятницу здесь проходят шествия, в которых принимают участие главным образом беженцы из разрушенного войной Хомса. Следующие за стандартными оскорблениями в адрес Башара Асада лозунги и выступления можно разделить на две большие группы: оскорбления в адрес местного городского совета, который обвиняют в продажности, и призывы передать власть джихадистской группировке "Джабхат аль-Нусра".
"Мы здесь зажаты меж двух огней, - говорит глава военного совета Ябруда Абу Хуссейн, один из немногих жителей города, готовых обсуждать вопросы войны. - С одной стороны горы и ливанская граница, откуда может напасть "Хизбалла", с другой - Дамаск".
"Кроме того, нас беспокоит дорога из Дамаска в Хомс, - продолжает командир. - Она охраняется военными базами. У нас нет вооружений, чтобы ее перекрыть".
Практически всех собеседников Реми в Сирии волнует эта проблема: как сделать действия ССА более результативными, если пояс оборонительных сооружений вокруг Дамаска, укрепленный сотнями танков и огромной огневой мощью, остается нетронутым? "Для атаки на эти базы необходимо оружие, дальность действия которого позволяет атаковать цели, не выходя на открытую местность, где лобовые атаки равносильны самоубийству", - считает журналист.
В то время как в самом Ябруде царит относительное спокойствие, в окрестных городах боевая активность продолжается. В городе Набк катибы под командованием местного главаря Абу Джамиля пытаются перерезать сообщение на трассе Дамаск-Хомс.
Абу Джамиль - неординарная личность, пишет автор статьи. Сын богатых сирийских коммерсантов, живущих за границей, он вернулся в страну, чтобы начать собственную войну с режимом на личные средства.
У его войны несколько фронтов. Во-первых, он атакует позиции правительственных войск, во-вторых, при помощи своих связей организует доставку вооружений и боеприпасов из Ливана. Наконец, он пользуется красотой своей молодой жены: она приглашает офицеров-лоялистов на любовные свидания, а он похищает их, чтобы обменять на пленных повстанцев.
У Абу Джамиля свое представление о происходящем в городе. "Из 15 местных катиб 11 продажные и только 4 настоящие! - жалуется он корреспонденту. - Кто-то водится с правительством, кого-то интересуют только деньги. Когда покончим с Асадом, у нас будет новая война, друг с другом, и она будет еще хуже".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях