The Washington Post | 30 ноября 2000 г.
Путин сталкивается с противоположными мнениями по поводу будущего российских вооруженных сил
Дэвид Хоффман
Президент Владимир Путин, вынужденный из-за нехватки финансовых средств пойти на сокращение многострадальных российских вооруженных сил, сталкивается с серьезными и все более усиливающимися разногласиями между теми командующими, которые выступают за сохранение нынешних ядерных сил, и теми, кто отдает предпочтение созданию современной обычной армии.
До сих пор Путин придерживался осторожной, взвешенной позиции, распорядившись произвести сокращения как в ядерных, так и обычных силах. Однако ему так и не удалось добиться от военного истеблишмента выработки единой позиции по вопросу, каким образом постсоветская Россия должна себя защищать и что ей угрожает.
20 ноября Путин провел в Министерстве обороны встречу с российскими генералами и адмиралами, задав им хорошую трепку.
"Мы продолжаем вести пустые разговоры и проводить совещания, - сетовал он, - в то время как маховик реформы работает вхолостую".
Кремлевский Совет безопасности дважды за последние месяцы обсуждал положение дел в вооруженных силах, все еще серьезно страдающих от недостаточного финансирования, устаревшей техники и амбициозных задач, поставленных еще в советские времена. Очередное заседание в Кремле намечено на декабрь. Однако неясно, насколько далеко Путин намерен пойти в решении одной из самых спорных проблем, оставшихся в наследство от СССР.
Упадок советских вооруженных сил, которые по своему размеру отвечали потребностям сверхдержавы и которые легли на экономику тяжким бременем, начался еще при Михаиле Горбачеве. Вопрос, как не допустить дальнейшего ухудшения ситуации, так по-настоящему и не был решен при Борисе Ельцине, потерпевшем ощутимое военное поражение в ходе первой чеченской войны 1994-96 годов. Пребывание у власти Ельцина было отмечено негласным соглашением с генералами о том, что президент не будет вмешиваться в дела военных, пока они будут его поддерживать.
"Путин продемонстрировал некоторые позитивные намерения, и тот факт, что он начал что-то предпринимать, следует расценивать положительно - Ельцин и того не делал, - говорит специалист по обороне и контролю над вооружениями московского Карнеги-центра Александр Пикаев. - Другим позитивным моментом является то, что он продемонстрировал готовность идти на компромисс. Однако в этом также его слабость, поскольку за последний год он показал, что хочет избежать принятия важных решений, которые совершенно необходимы".
После катастрофы с АПЛ "Курск", одной из самых современных российских подлодок, Путин не провел чистку в военной верхушке, как многие ожидали.
"У Путина была прекрасная возможность выгнать всех, тем самым расчистив место для своих людей и создав благоприятные условия для начала военной реформы, однако он этого не сделал, - отмечает Пикаев. - Возможно, он столь же нерешителен, как Горбачев и Ельцин. У него прочный мандат, но это не навсегда. Окно возможностей может захлопнуться - и рано, или поздно, это наверняка произойдет".
Путин пришел к власти на волне начатой им военной кампании против чеченских сепаратистов, и многие считают, что у ветерана КГБ должны были бы быть хорошие возможности для оказания влияния на военных и спецслужбы.
Тем не менее, с самого начала чеченской компании Путину приходится бороться с разногласиями среди военной верхушки. Проблемы армии еще более обострила катастрофа "Курска", когда военные и Кремль дезинформировали общественность по поводу случившегося.
Хотя российский военный бюджет, составляющий около 7,5 млрд. долларов, недавно пополнился доходами от высоких мировых цен на нефть, военные по-прежнему остаются нищими и испытывают все более серьезные проблемы. Путин сделал выбор в пользу создания в ближайшие годы более компактной армии - вопрос в том, как это сделать.
Согласно недавнему анализу, подготовленному заместителем директора Карнеги-центра Дмитрием Трениным, хотя российские вооруженные силы относительно многочисленны, у них устаревшее вооружение и примитивная инфраструктура, а военнослужащие недостаточно подготовлены.
По его словам, армии с трудом удается найти 100-120 тысяч человек, необходимых для ведения кампании в Чечне, и в вооруженных силах слишком много военнослужащих с большими звездами. "В ней больше офицеров, чем рядовых, а полковников столько же, сколько и лейтенантов, - подчеркнул Тренин.- Из-за отсутствия систематической боевой подготовки появилось целое поколение командиров, ни разу не принимавших участие в крупных учениях".
Тренин обнаружил, что военные до сих пор не отказались от амбициозных планов, разработанных в советские времена, включая возможную конфронтацию с НАТО или отражение потенциальных угроз с юга - со стороны Китая, Средней Азии и Ближнего Востока.
"Чтобы по-настоящему преодолеть кризис, а не только сгладить его остроту, нужна более радикальная и основательная реформа, чем та, которую сейчас предполагают осуществить российские лидеры, - заявил Тренин.- Главная проблема российских вооруженных сил заключается не в недостаточном финансировании, а в чрезмерных военных потребностях".
Военное руководство втянулось в конфликт, принимающий все более открытые формы, в связи с будущей структурой российских вооруженных сил. Одни, во главе с министром обороны Игорем Сергеевым, говорят, что Россия должна делать ставку на свои силы ядерного сдерживания, поскольку обычные силы слишком слабы. Другие - их возглавляет начальник генерального штаба Анатолий Квашнин - считают, что ядерное оружие следует резко сократить и что России нужны современные, оснащенные по последнему слову техники обычные силы, которые были бы способны должным образом отреагировать на события, подобные натовским бомбардировкам Югославии.
Данные разногласия стали достоянием общественности в начале нынешнего года, когда Квашнин - кадровый танкист - официально выступил с предложением о радикальном сокращении ядерных сил, чтобы высвободившиеся средства направить на обычные вооружения. Он вступил в ожесточенный конфликт с Сергеевым, бывшим главкомом Ракетных войск стратегического назначения, которые, по мнению Квашнина, должны быть подвергнуты резкому сокращению и переподчинены генштабу. Эти аргументы вынудили Путина пересмотреть нынешнюю ситуацию. Вначале Квашнин предлагал в одностороннем порядке сократить российские силы ядерного сдерживания до уровня нескольких сот боеголовок, то есть ниже, чем предусмотрено в Договоре СНВ-III(2000-2500 боеголовок), который может быть заключен между Россией и США. Квашнин даже предлагал, чтобы у России осталось меньше 1000 боеголовок, что, по мнению экспертов, вполне реально, учитывая процесс устаревания техники и бюджетные ограничения.
Путин, видимо, занимает промежуточную позицию. Он недавно вновь обратился с призывом к США провести переговоры о снижении числа боеголовок до более низкого уровня, однако он, очевидно, не допускает мысли об односторонних сокращениях, предложенных Квашниным. Сергеев настаивает, что подобные сокращения не позволят высвободить необходимое количество средств на обычные вооружения, а лишь осложнят процесс контроля над вооружениями.
Путин, видимо, решил пойти на компромисс в вопросе о будущем ракетных сил. Секретарь Совета безопасности Сергей Иванов недавно заявил, что вопрос о возможных изменениях статуса РВСН будет рассмотрен только после 2006 года - что может означать никогда.
В то же время Путин распорядился сократить численность личного состава как ядерных, так и обычных сил для создания более компактной и эффективной армии, содержание которой будет по средствам. Помимо армии, сокращению подвергнутся еще 11 министерств и ведомств, где имеются военные и полувоенные формирования - общая численность военных составляет 3,1 млн. человек. Иванов объявил, что Путин одобрил план, предусматривающий сокращение в ближайшие пять лет численности военных и гражданских служащих на 600 тысяч, из которых 365 тысяч военных. Однако, по мнению экспертов, сокращения не приведут к экономии средств и не окажутся столь уж эффективными, если они не будут сопровождаться структурными реформами и постановкой военным более реалистичных задач. Пикаев отметил, что многие из ведомств, например, МВД, железнодорожные войска, пограничная служба и т.д., долгое время решительно и успешно сопротивлялись резким сокращениям.
В результате, по словам Пикаева, больше всего сокращения затронут сухопутные войска Министерства обороны, численность которых может уменьшиться до 170 000 военнослужащих. Этого будет вряд ли достаточно не только для обеспечения сдерживания потенциальных угроз со стороны таких крупных держав, как Китай, но и для одновременного ведения двух региональных войн, считает Пикаев. По его словам, в результате сокращений Россия окажется в зависимости от своего ядерного зонтика, который должен будет замаскировать слабость ее обычных сил.
Что касается ядерных сил, то, по словам главкома РВСН, Путин принял решение об их сокращении на 80 000 человек в ближайшие 5 лет. Депутат Алексей Арбатов выразил обеспокоенность тем, что подобные сокращения РВСН являются слишком радикальными и что они могут лишить Россию козырной карты на переговорах с США по проблемам контроля над вооружениями.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях