Frankfurter Allgemeine | 30 ноября 2001 г.
Традиционно криминальное чиновничество
Эльфи Зигль
Это было в пятницу 19 октября, когда российский министр путей сообщения Николай Аксененко был приглашен в Генеральную прокуратуру для беседы в качестве свидетеля. Однако это было лишь предлогом: министру предложили поставить свою подпись под обвинительным заключением, от чего он, правда, отказался. Три дня спустя Генеральная прокуратура сообщила, что ею возбуждено уголовное дело в отношении Аксененко, который обвиняется, в том числе, в злоупотреблении служебным положением и уклонении от уплаты налогов. Министр был вынужден дать подписку о невыезде из России. Он отметает все обвинения как необоснованные и говорит о политической игре. На первый взгляд, дело Аксененко кажется сенсацией. Так как впервые после прихода к власти нового российского президента дело возбуждено против действующего министра. Кажется, что Владимир Путин был искренен в своих намерениях превратить Россию в правовое государство, создать систему действенного управления страной и обеспечить прозрачность вертикали власти. Подтверждение этому ? уголовное преследование в отношении высокопоставленного политика и громкое судебное дело.
Уровень коррупции и злоупотребления властью в российском госаппарате непомерно высок, он перешел все мыслимые границы, комментируют наблюдатели в Москве. Дело Аксененко имеет большое значение, потому что 52-летний инженер-железнодорожник из Новосибирска не просто какой-то там министр, а повелитель огромной империи. Российские железные дороги наряду с газовым концерном "Газпром" и энергетическим объединением "РАО ЕЭС" являются третьей по своему значению так называемой естественной монополией. Объемы финансовых операций российских железных дорог в бытность Аксененко их руководителем достигали 10 миллиардов долларов в год; 80% внутренних и международных грузопотоков и около 40% пассажирских перевозок в России приходится на железные дороги. Министерство контролирует 159 000 километров рельсовых путей ? расстояние, равное почти четырем экваторам ? и дает работу 1,4 миллионам человек.
Аксененко подозревается в растрате 2,3 миллионов долларов. И еще в том, что его министерство за последние годы не заплатило 370 миллионов долларов налогов. Аксененко также обвиняется в создании в министерстве 250 новых административных штатных единиц без согласования с правительством, в повышении своим единоличным решением зарплаты своим сотрудникам, в перераспределении прибыли в фонды, находящиеся в подчинении у министерства, в незаконном выделении средств для системы повышения квалификации, медицинских учреждений, подразделений, отвечающих за реформы и рекламу.
Одновременно с выдвижением обвинения в отношении Аксененко Генеральная прокуратура возглавила розыск крупного предпринимателя Бориса Березовского. Вообще-то Березовский уже несколько месяцев назад уехал во Францию. В России ему угрожает судебное преследование в связи с обвинением в утаивании прибылей компании "Аэрофлот". Однако сомнительные бизнес-методы Березовского не волновали Кремль до тех пор, пока он был уверен в поддержке со стороны мультимиллиардера. Только когда Березовский из друга российского президента превратился в его врага, бывший серый кардинал Кремля стал персоной нон грата.
Березовский и Аксененко прежде были соратниками. Оба принадлежали к знаменитой, но пользующейся дурной славой "семье", к узкому кругу первого российского президента Бориса Ельцина. В 1997 году Аксененко был назначен Ельциным министром путей сообщения, а в мае 1999 года ? как тогда говорилось, по рекомендации Березовского ? первым вице-премьером. Летом 1999 года он чуть было не возглавил правительство. Но интриги вокруг кандидатуры на столь высокий пост привели к тому, что Борис Ельцин остановился на Сергее Степашине.
Человек из Санкт-Петербурга занимал ? без особого успеха и всегда недолго ? несколько высоких государственных должностей: он возглавлял государственную службу безопасности, был министром внутренних дел и премьер-министром. Степашин охотно хвалится своей близостью к Путину, в апреле 2000 года президент назначил его председателем Счетной палаты. Несколько дней назад Степашин, выступая по российскому телевидению, упрекнул своего прежнего соперника Аксененко в том, что министерство путей сообщения на скрытые от государства деньги построило гостиницы, пансионаты, спортивные сооружения, хотя это все ? весьма распространенное явление в среде чиновников и на государственных предприятиях России.
Бросается в глаза, что деятельность Счетной палаты в отношении проверок высших государственных чиновников в течение последних трех недель заметно активизировалась. Созданная в 1995году как "орган государственного финансового контроля, имеющий организационную и функциональную независимость", Счетная палата, которая по закону подчиняется лишь Госдуме и Совету Федерации, отвечает, в первую очередь, за контроль над расходованием государственных средств. В тесном сотрудничестве с прокуратурой она в последнее время выявила факты злоупотребления служебным положением и коррупции в верхнем эшелоне министерства по чрезвычайным ситуациям, в Государственном таможенном комитете, который традиционно считается наиболее коррумпированным органом, в Государственном комитете по рыболовству, имеющем такую же репутацию, и в министерстве природных ресурсов.
После всего этого министр путей сообщения Аксененко ушел в отпуск, а министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу сказался больным ? по новому кодексу законов о труде во время болезни и отпуска увольнения не допускаются. Затем Генеральная прокуратура обратилась в Государственную Думу, нижнюю палату парламента, с просьбой о лишении иммунитета депутата Владимира Головлева. Он обвиняется в нарушении законов при приватизации в Челябинской области. Этот случай мог бы стать проверкой слов Путина, который обещал не пересматривать итоги приватизации, прошедшей при его предшественнике Ельцине. Прокуратура в прошлом неоднократно пыталась добиться пересмотра результатов приватизации.
В Москве живо обсуждается неожиданная активность Генеральной прокуратуры и Счетной палаты. Степашин на днях сказал, что все согласовано с Кремлем. Речь не идет о том, виновны министры и депутат или нет, говорит, к примеру, политолог Дмитрий Пинскер, так как взаимопротиворечащие законы в России не могут застраховать ни одного государственного служащего, какие бы честные намерения у него ни были, от нарушения законов. Проблема скорее в том, что каждый из попавших под обстрел чиновников имеет нечто общее: "Все они тем или иным образом были связаны с режимом Ельцина, с "семьей" или с Березовским", - считает Пинскер. Поэтому речь идет не о борьбе с коррупцией, а о перераспределении властных полномочий.
Российские средства массовой информации полагают, что за обвинениями в адрес министра путей сообщения стоит алюминиевый король Олег Дерипаска, чья компания контролирует до 80% алюминиевой продукции в стране и который имеет хорошие "выходы" на Путина. Дерипаска это оспаривает, но известно, что он выступает против запланированных Аксененко радикальных реформ в области железнодорожных перевозок и повышения тарифов. Бывший министр приватизации Анатолий Чубайс, ставший тем временем президентом могущественного объединения "РАО ЕЭС", взял своего коллегу Аксененко под защиту. По его словам, министр путей сообщения ? один из самых сильных управленцев в стране, и его потеря была бы тяжелой утратой. Открытая солидарность Чубайса с министром, которого он прежде так не уважал, легко объяснима ? он боится за свою собственную участь.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях