The Times | 30 ноября 2005 г.
Курдский портной нажился на Саддаме
Роджер Бойез
Лишь у одного человека есть мерки Саддама Хусейна: обхват груди - 44 дюйма, талии - 42 дюйма, размер обуви - 45. Бизнес курдского портного Реджепа Чезура, не питающего любви к бывшему иракскому диктатору, переживает расцвет с тех пор, как его клиент предстал перед судом в Багдаде.
Каждый раз, когда Саддам тянется за авторучкой, лежащей во внутреннем кармане пиджака, камера показывает фирменную этикетку Cesur.
"По моим подсчетам, с начала суда мы получили бесплатную рекламу примерно на 6 млн долларов", - сказал 35-летний портной из Стамбула. Другие его клиенты, находящиеся под судом, - это бывший министр иностранных дел Ирака Тарик Азиз и бывший иракский вице-президент Таха Яссин Рамадан. Бизнесу они даже оказали большую помощь, так как не сумели срезать этикетки Cesur с рукавов своих костюмов.
Заказы текут со всего Ближнего Востока. "С тех пор как начался суд, никто не спрашивает о цене, люди рады скупить все, - сказал портной. - Мы можем запрашивать вдвое". Что он и делает.
Индивидуальный пошив костюмов для арабских клиентов (преимущественно наблюдателей от "Аль-Джазиры") стоит уже не 200, а 400 долларов. До начала суда Чезур продавал 12 тыс. костюмов в год. Сейчас он продает втрое больше. Одна из турецких газет утверждает, что он стал гуру моды на Ближнем Востоке. Реджеп Чезур приехал в Стамбул из Анатолии, когда ему было 13 лет, много лет чистил ботинки и мыл туалеты, прежде чем ему удалось заполучить дышащий на ладан магазин одежды, торгующий с Ираном. К 1996 году он сумел расширить дело и открыть свой первый магазин в Ираке.
Однажды некий придворный заказал в багдадском магазине 52 костюма. Размеры были даны неправильно, богатый клиент просто поправился. И портному велели самому снять мерку с Саддама. Заказ был такой: 50 новых костюмов раз в два месяца. В результате на костюмы Cesur переключилось все иракское правительство и вся футбольная сборная.
Когда началась война, Чезур полагал, что иракскому бизнесу пришел конец. Но в июне, за 25 дней до первого заседания суда над Саддамом, его привели в камеру Саддама, где были сняты новые мерки - диктатор похудел. Чезур сшил четыре новых костюма, восемь рубашек и две пары туфель.
По словам Чезура, он надеется, что суд будет долгим и продлится, как думают многие, пять лет. "Зло, которое он творил, это его бизнес, потому он и на скамье подсудимых, - сказал он. - Нас же волнует реклама".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях